Boeing 737 MAX 8

Безумный MAX: почему Boeing 737 убивает людей

2158
(обновлено 18:24 21.03.2019)
За последние полгода проблемы с самолетами Boeing-737 MAX привели к авиакатастрофам, жертвами которых стали почти 350 человек.

СУХУМ, 21 мар – Sputnik. Гендиректор корпорации Boeing Деннис Мюленбург опубликовал открытое письмо, в котором подчеркнул, что "обеспечение безопасных и надежных полетов на наших самолетах — непреходящая ценность и абсолютный приоритет компании".

Между тем авиационные эксперты во всем мире говорят о технических проблемах 737 MAX, обернувшихся гибелью 346 человек за полгода.

О том, почему падают новые Boeing , - в материале Максима Рубченко для РИА Новости.

Программа катастрофы

"Мы знаем, что жизнь людей зависит от работы, которую мы выполняем, и наша команда каждый день относится к этой работе с глубоким чувством ответственности. Трагические потери рейса 302 Ethiopian Airlines и рейса 610 Lion Air затрагивают всех нас, объединяя людей и целые народы в общем горе", — утверждает глава Boeing в письме, адресованном авиакомпаниям, их пассажирам и всему авиационному сообществу.

По словам Мюленбурга, "Boeing занимается авиационной безопасностью уже более ста лет" и постоянно старается "сделать безопасные самолеты еще более безопасными".

"Вся наша команда посвящает себя качеству и безопасности самолетов, которые мы проектируем, производим и поддерживаем. И мы продолжим предоставлять лучшие продукты, проводить обучение и оказывать поддержку нашим клиентам и пилотам всех авиалиний мира", — отмечает гендиректор авиаконцерна.

Мюленбург пообещал, что Boeing вскоре выпустит "обновление программного обеспечения и соответствующую программу подготовки пилотов для 737 MAX, которые позволят устранить проблемы, обнаруженные после аварии рейса 610 Lion Air".

Таким образом, глава корпорации косвенно признал, что причина катастроф — программное обеспечение.

Однако многие эксперты не готовы с этим согласиться.

"Это не проблема программного обеспечения, это была, в первую очередь, экономическая проблема, связанная с тем, что двигатели Boeing-737 потребляли слишком много топлива", — полагает специалист по авиационному программному обеспечению, глава компании Mentality.ai Дэвид Каммейер.

По его словам, компания решила поменять двигатели на более мощные и эффективные, с увеличенным диаметром турбины.

В результате в 2016 году появился Boeing-737 MAX. Однако из-за размера новые двигатели невозможно было установить на место прежних — пришлось вынести вперед и закрепить выше. В результате нарушилась центровка, и самолет начал задирать нос в полете.

Для исправления этого дефекта специалисты компании разработали специальную компьютерную программу MCAS, которая при чрезмерном задирании носа самолета автоматически его опускала, переводя воздушное судно в пикирование.

Секретное оружие

В ситуации с MCAS разработчики Boeing поступили весьма нестандартно — никому не сообщили об этой новинке. До индонезийской катастрофы об этой программе не знали ни пилоты, ни технические службы, ни руководители авиакомпаний.

Как отмечает пилот Денис Окань, с 2005 года летающий на различных модификациях Boeing-737, включая MAX, в руководстве по летной эксплуатации этого самолета MCAS упоминалась ровно один раз — в списке аббревиатур.

Мало того, система устроена так, чтобы программу было трудно обнаружить: MCAS беззвучно включалась, когда компьютеру казалось, что нос задирается слишком сильно, работала несколько секунд, направляя самолет к земле, а потом снова "засыпала" до следующего выхода на критический, по мнению компьютера, режим.

Практически все специалисты искренне недоумевают по поводу такой секретности, отмечая, что именно это послужило одной из главных предпосылок произошедших катастроф: зная о MCAS, экипаж мог бы просто выключить автоматику и продолжать полет в ручном режиме.

Однако некоторые американские эксперты уверены, что Boeing держала в тайне свою новинку вполне сознательно — чтобы не тратить время и деньги на ее сертификацию.

​Теперь можно представить, как происходили катастрофы 737 MAX. При взлете самолета компьютер в какой-то момент решал, что нос задран слишком высоко, и включал MCAS.

Пилоты видели, как опускается нос самолета, и, не понимая, что происходит, тянули штурвал на себя, безуспешно пытаясь преодолеть сопротивление автоматики. Через несколько секунд MCAS отключалась, сопротивление на штурвале пропадало — и самолет резко задирал нос, теперь уже по-настоящему. После этого автоматика снова просыпалась и направляла самолет в пике.

Единственный способ защититься от самоуправства MCAS — выключить автоматику и пилотировать в ручном режиме.

До этого догадался экипаж авиакомпании Lion Air, выполнявший полет в Джакарту 29 октября 2018 года. В аэропорту пилоты сообщили о проблемах техникам, те проверили работу "железа", неполадок не нашли и, ничего не зная про MCAS, успокоились.

А затем пришел новый экипаж, и в 6:21 утра этот же самолет вылетел в Панкалпинанг. Примерно через четыре минуты после взлета воздушное судно начало "скакать", резко меняя высоту, а еще через семь самолет свалился в крутое пике и рухнул в океан. На борту находился 181 пассажир (в том числе трое детей) и восемь членов экипажа.

Через две недели представители Boeing разослали в авиакомпании первое официальное сообщение о системе MCAS, которая "выдает команды на порционное отклонение стабилизатора на пикирование", и объяснили, как ее отключить.

Пилотов предупредили, что работа MCAS, помимо опускания носа самолета, может сопровождаться автоматическим отключением автопилота и невозможностью его включить, непрерывной или прерывистой тряской штурвала, сообщениями компьютерной системы о критическом значении скорости, угла атаки и крена.

При этом сам момент включения MCAS по-прежнему остался тайной для экипажа.

Поэтому, заметив, что нос самолета опускается, пилоты просто тянули штурвал на себя, безуспешно стараясь перебороть автоматику и парировать беспрестанные сигналы о снижении высоты, скорости и критических значениях угла атаки и крена. Судя по всему, именно это произошло с самолетом.

Еще одна пикантная деталь. Как сообщается, Boeing предлагает авиакомпаниям опцию для 737 MAX — дополнительный датчик угла атаки (задирания носа), а также индикатор, сигнализирующий пилотам о включении MCAS. Однако это дополнение — платное, так что многие авиакомпании не согласились его приобретать. В том числе Ethiopian Airlines и Lion Air.

Возвращение в небо

После того как стало известно о схожести авиакатастроф в Индонезии и Эфиопии, во многих странах запретили поднимать в воздух Boeing-737 MAX. Дольше всех отрицали проблему, естественно, США. Однако 13 марта и Дональд Трамп приостановил полеты этих машин.

По одной из версий, американцы до последнего надеялись спустить скандал на тормозах и защитить Boeing от гигантских убытков. Помешало лишь то, что на разбившемся эфиопском лайнере находились 22 сотрудника ООН с привилегированными страховками.

Страховщики ООН пустили в ход все лоббистские возможности, чтобы добиться выплаты компенсаций с виновника катастрофы. В роли которого они, судя по всему, видят только Boeing.

По оценкам экспертов, всего на компенсации в связи с авиакатастрофами в Индонезии и Эфиопии авиакорпорации придется потратить до трех миллиардов долларов. Еще несколько миллиардов предстоит выплатить авиакомпаниям по всему миру в рамках возмещения убытков из-за запрета на полеты Boeing-737 MAX.

Если же выяснится, что Boeing химичила с сертификацией, речь пойдет уже не только о финансовых потерях, но и о судебном преследовании топ-менеджеров компании.

Однако это не означает, что Boeing-737 MAX больше не будут летать. Дело в том, что у авиаперевозчиков просто нет выбора.

Компания Airbus на этой неделе официально сообщила, что все ее производственные мощности заняты заказами на несколько лет вперед и предоставить замену авиалайнерам Boeing невозможно при всем желании. А других производителей самолетов аналогичного класса в мире просто нет.

Так что в апреле на Boeing-737 MAX обновят программное обеспечение, сделав MCAS менее чувствительной и своевольной.

Летчиков научат определять моменты, когда компьютер берет управление на себя, и при необходимости отключать автоматику.

Возможно, авиакорпорацию даже заставят сделать бесплатной опцию по установке дополнительных датчиков угла атаки и индикаторов включения MCAS.

В любом случае через несколько месяцев авиапассажиры вновь будут спокойно летать на Boeing-737 MAX, а катастрофы в Индонезии и Эфиопии останутся лишь очередными трагическими страницами в истории мировой авиации.

2158
По теме
Опубликовано видео с места крушения лайнера Boeing-737 в Эфиопии
S7 приостановит полеты Boeing 737 Max
Компания Boeing призвала остановить полеты своих самолетов 737 MAX

Россотрудничество займется реформой системы квот в российские вузы

124
(обновлено 11:17 25.09.2020)
Депутат Госдумы Евгений Примаков был назначен руководителем Россотрудничества в конце июня этого года. Одним из важных направлений своей работы новый глава Россотрудничества назвал реформу системы выделения квот на обучение в российских вузах для иностранных граждан.  

СУХУМ, 25 сен – Sputnik, Алексей Стефанов. Формат предоставления бесплатных мест в российских вузах абитуриентам из стран ближнего зарубежья и Балтии будут реформировать, сообщил глава Россотрудничества Евгений Примаков.

"Число квот будет увеличиваться - президент (глава РФ Владимир Путин – ред.) же сказал, что их будет больше. К 2023 году число квот должно увеличиться в два раза. Но мы с коллегами из Минобрнауки, из Госдумы обсуждаем, что сама история про квоты не очень эффективна", - сказал агентству Sputnik глава Россотрудничества Евгений Примаков.

И привел в пример Белоруссию, на которую было выделено большое количество бюджетных мест в вузах, однако России "тяжело тягаться даже с Польшей".

"Поляки дают возможность не просто учиться, но еще и некие стипендии, гранты для студентов выделяют. Нам сложно конкурировать, если мы предлагаем ребятам просто приходить и учиться. Нужно усовершенствовать систему, чтобы в какой-то момент хотя бы в части этих квот появился компонент грантов и стипендий. Чтобы не просто – идите и учитесь, а - вот вам билет, чтобы долететь, вот вам возможность оплатить жилье или общежитие", - отметил Примаков.

Россотрудничество заинтересовано в том, чтобы иностранные студенты, приезжая в Россию, становились высококлассными специалистами, экспертами в той сфере, в которой учатся, подчеркнул глава агентства. И после обучения возвращались домой, занимали там значимые для них позиции, получали хорошую работу. Однако при нынешней системе часто эти планы не удается претворить в жизнь.

"Есть ребята, которые приезжая в Россию, оказываются в тяжелых обстоятельствах, они уходят работать дворниками, таксистами. Это неправильно даже с точки зрения расходования наших бюджетных средств на обучение этих ребят", - пояснил глава Россотрудничества.

И добавил, что пока четких планов по реформированию системы выделения квот нет, "планы – это уже что-то более или менее четкое, сверстанное", проблема еще только обсуждается. Однако без реформирования уже не обойтись, уверен Евгений Примаков. 

Вопрос увеличения квот с 15 до 30 тысяч бюджетных мест для иностранных студентов широко обсуждался в Госдуме в начале 2020 года. Тогда председатель думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, называл цифру в 15 тысяч мест не соответствующей международной роли и гуманитарной силе России. И также приводил в пример Польшу, которая только для граждан Белоруссии выделяет 10 тысяч бюджетных мест, и Румынию, которая бесплатно ежегодно обучает 5 тысяч граждан Молдовы. В то время как число заявок иностранцев на обучение в России приблизилось к 100 тысячам человек. В итоге в планах Минобрнауки увеличить число квот для иностранных студентов до 30 тысяч человек.

124

Детектор вирусов в воздухе изобрели в России

68
(обновлено 10:11 25.09.2020)
Устройство, как объяснили создатели, с высокой точностью отделяет примеси и распознает биогенные аэрозоли любых типов – вирусы, бактерии, бактериальные токсины.

СУХУМ, 25 сен – Sputnik. Детектор с рекордной чувствительностью, способный определять наличие любых вирусов в воздухе даже при минимальной концентрации, разработали ученые Национального ядерного исследовательского университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ), сообщает РИА Новости.

Система в несколько раз компактнее и точнее аналогов, что делает ее оптимальным средством экспресс-диагностики в местах массового скопления людей. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.

Государственные испытания созданного в НИЯУ МИФИ детектора "Триггер-БИО" показали рекордную чувствительность прибора: за 1-2 секунды он способен идентифицировать патоген, присутствующий в воздухе в количестве всего 10-20 частиц на литр.

Как уверены специалисты НИЯУ МИФИ, прибор позволит организовать потоковый скрининг в транспорте и местах массового скопления людей, поможет обезопасить гражданские и военные объекты.

"Обнаружение и распознавание биопатогенов в устройстве происходит путем анализа флуоресценции двух основных биоаэрозольных флуорофоров – триптофана и никотинамидаденинуклеотида. Прибор осуществляет спектральный анализ пробы, прокачивая воздух через аналитический тракт и возбуждая его излучением светодиодов с длинами волн 280 и 365 нм", – объяснил доцент отделения нанотехнологий в электронике, спинтронике и фотонике НИЯУ МИФИ Геннадий Котковский.

Прокачка воздушных проб проходит со скоростью 27 литров в минуту. Скорость и объем воздушной струи позволяет, по словам ученых, регистрировать сигнал флуоресценции от каждой из биоаэрозольных частиц, попадающих в область фокусировки возбуждающего излучения.

"Анализ проходит в трех спектральных диапазонах, а также в канале светорассеяния, что позволяет отсечь неорганические примеси. При помощи корреляционного анализа от каждой облученной частицы в режиме счета фотонов формируется сигнал, сопоставляемый с образцами патогенов в памяти устройства", – рассказал Геннадий Котковский.

Особенность прибора, по словам создателей, в использовании сразу двух источников возбуждения, благодаря чему снижается порог обнаружения и повышается точность идентификации. Впервые в России в устройстве такого типа применен метод счета единичных фотонов, что, как объяснили ученые, повышает чувствительность прибора минимум в 10 раз.

"Триггер-БИО", как отметили создатели, в несколько раз компактнее и легче существующих аналогов: он весит всего пять килограммов при питании от сети и шесть с половиной килограммов при работе в автономном режиме.

Разработка прибора осуществлялась по контракту с Минздравом РФ, испытания проходили в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии (НИЦЭМ) имени Н.Ф. Гамалеи.

В настоящее время ученые переходят к опытной эксплуатации прибора в реальных условиях, а также к формированию базы спектральных "отпечатков" биопатогенов для их эффективного распознавания.

68

Акт милосердия: спикер Парламента Абхазии рассказал, как принимали решение об амнистии

85
(обновлено 15:28 25.09.2020)
Депутаты Парламента Абхазии 24 сентября приняли постановление об амнистии заключенных в ознаменование 27-й годовщины Дня Победы и Независимости республики.

СУХУМ, 25 сен – Sputnik. Спикер Парламента Абхазии Валерий Кварчия в интервью радио Sputnik рассказал о том, как принималось решение об объявлении амнистии для заключенных в честь 27-й годовщины Победы в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 годов.

"В течение полутора месяцев к нам обращается ветеранская организация "Аруаа", другие общественно-политические организации с просьбой обратить внимание на то, в каких условиях содержатся заключенные. Есть люди, который отсидели определенный срок, кто попал в тюрьму в результате каких-то несчастных случаев, например. аварии", - говорит Кварчия.

По словам спикера, в Парламент обращаются в том числе родственники заключенных с просьбой принять решение о выборочной амнистии. 

"Эти письма я отсылал в комитет по правовой политике, когда собралось определенное количество материала, они рассмотрели и пришли к выводу, что есть необходимость провести амнистию. Последняя амнистия была два с половиной года тому назад, это сугубо парламентская обязанность, в преддверии праздника мы решили сделать такую акцию", - подчеркнул он.

Валерий Кварчия отметил, что депутаты очень скрупулезно рассматривали все категории осужденных, которые вошли в список по амнистии.

"Есть много больных раком, те, у кого был инсульт, страдающие диабетом и другими заболеваниями. Кому-то остается сидеть полтора года, кому-то год. Комитет подготовил постановление и вынес на сессию, кто-то был не согласен, кто-то согласен, было мнение о том, что не до конца учтены категории людей, которые могут быть освобождены, а кто-то говорил, что не нужно так часто проводить амнистии. Генпрокуратура также возразила против амнистии, президентская Администрация тоже высказала свое мнение", - рассказал спикер.

Кварчия сказал, что проведение амнистии – гуманная акция, и она оправдана.

"Несмотря на то, что люди совершили преступления, они тоже наши граждане. Если тюрьму превращать в рассадник заразных болезней, и чтобы мы там добивали людей – это негуманно и неправильно. У нас все категории преступников сидят вместе, поэтому, учитывая все нюансы, я был за принятие амнистии", - высказал свою точку зрения спикер Парламента.

Амнистию можно применять по мере необходимости, в зависимости от потребности, считает Кварчия.

"Это зависит от того, как общественность поставит вопрос, принятие такого решения зависит от многих факторов. Можно проводить амнистию раз в пять, десять лет или каждый год", - подчеркнул Кварчия.  

За весь послевоенный период в Абхазии было принято восемь актов амнистии. Первая амнистия была объявлена в ознаменование второй годовщины Победы в Отечественной войне 1992-1993 годов.

Амнистия в республике также объявлялась в 2003, 2005, 2008, 2013 и в 2018 годах в честь Победы в Отечественной войне. Кроме того, амнистия была объявлена к 65-й годовщине Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в 2010 году. 

85