Компьютерная модель ДНК

За чужой счет: как украсть ДНК соседа и заставить ее работать на себя

(обновлено 16:59 09.05.2019)
Какие существа смогли выжить благодаря "миграции" чужеродных генов в свою ДНК, читайте в материале.

СУХУМ, 17 мая - Sputnik. В природе действуют механизмы, позволяющие разным видам живых существ обмениваться участками ДНК. Иногда это дает преимущество перед конкурентами и позволяет приспособиться к сложным условиям обитания. Кто выжил благодаря чужеродным генам — в материале РИА Новости.

Нефть помогает отбору

В апреле 2010 года в Мексиканском заливе, у американского штата Луизиана затонула управляемая буровая платформа Deepwater Horizon. В воду попало 4,9 миллиона баррелей сырой нефти, загрязнив 1,77 тысячи километров побережья, — это одна из крупнейших техногенных катастроф в истории.

Утечки нефти тут случаются чуть ли не каждый год, а впадающие в залив реки несут удобрения и органические нечистоты, богатые азотом и фосфором. В результате образовалось одно из самых больших в мире мертвых пятен — зона с пониженным содержанием кислорода, практически не пригодная для жизни.

Рыбка Fundulus grandis — исключение. Как выяснили американские биологи, секрет ее выживания — в измененной ДНК. И речь отнюдь не о мутациях. Представители этого вида, скрещиваясь с дальними родственниками Fundulus heteroclitus, заимствовали у них полезный участок генома.

И теперь Fundulus grandis выдерживает загрязнение, превышающее допустимый уровень в тысячу раз, а ее мальки устойчивы даже к таким опасным веществам, как полихлорированные дифенилы, входящие в состав красок, клея и пестицидов.

Вирусы-доноры

В кипящих серных источниках России, Италии, Исландии и США обитает красная экстремофильная водоросль Galdieria sulphuraria. Она выдерживает температуры до 60 градусов Цельсия и выживает практически в кислоте (pH от нуля до единицы). Растение настолько устойчиво к мышьяку, ртути и другим тяжелым металлам, что ученые из МГУ им. М. В. Ломоносова даже предлагают использовать его для очищения окружающей среды от токсичных веществ.

Американские и немецкие исследователи насчитали 75 генов, которые водоросль позаимствовала у других организмов — главным образом, у бактерий и архей. К примеру, один из "украденных" участков генома отвечает за удаление из клеток мышьяка, другой — контролирует ферменты, позволяющие обезвреживать тяжелые металлы.

Предполагается, что сообщниками в захвате Galdieria sulphuraria полезных участков генома выступили вирусы.

Вирусы-доноры

Ученые предполагают, что беспозвоночные встроили в свой геном полезные участки чужой ДНК невольно. При неблагоприятных условиях тихоходка высыхает — доля воды в организме снижается до одного процента, а ДНК, скорее всего, распадается на крупные фрагменты. Когда трудности позади, влага возвращается, и особые белки "сшивают", восстанавливают поврежденную ДНК. В этот момент в геном и могут попасть чужие гены.

В итоге ДНК тихоходок превратилась в своего рода мозаику из своих и чужих участков, что позволяет обитать практически везде — от Гималаев (эти беспозвоночные замечены на высоте шесть тысяч метров над уровнем моря) до морских глубин (четыре тысячи метров).

Если скрестить моллюска с водорослью

Брюхоногие моллюски Elysia chlorotica, распространенные вдоль атлантического побережья США и Канады, — единственные известные науке многоклеточные организмы, способные к фотосинтезу. Они питаются морскими водорослями Vaucheria litorea, но хлоропласты — органеллы, выполняющие фотосинтез — не переваривают их, а откладывают в пищеварительных железах на черный день. Если поблизости вдруг не окажется еды, моллюски выживут за счет энергии солнечного света, перерабатывая углекислый газ и воду в глюкозу.

В ДНК элизий встроен ген, отвечающий за восстановление хлоропластов, и попал он туда, как считают ученые, из генома водорослей.

Частично люди

Как выяснили исследователи из Кембриджского университета, в человеческой ДНК есть участки, доставшиеся нам от вирусов и бактерий.

Сравнив геномы сорока видов животных, от плодовых мушек до высших приматов, ученые установили, что 145 участков ДНК попали к человеку посредством горизонтального переноса. Как именно заимствованные гены повлияли на обмен веществ, иммунные реакции и другие процессы в нашем организме, пока неясно.

В Карабахе погибли 40 военнослужащих за сутки

(обновлено 17:44 22.10.2020)
В среду премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что не видит дипломатического решения карабахского конфликта.

СУХУМ, 22 окт - Sputnik. Минобороны Нагорно-Карабахской республики заявило в четверг о еще 40 погибших военнослужащих за сутки, сообщает РИА Новости.

Согласно опубликованным спискам минобороны Карабаха, в среду число погибших военных составляло 833.

В четверг на сайте оборонного ведомства непризнанной республики был опубликован список с 40 фамилиями погибших.

Обострение конфликта в Нагорном Карабахе началось 27 сентября. На линии соприкосновения идут интенсивные бои. В Армении и Азербайджане объявлено военное положение. Обе стороны обвиняют друг друга в развязывании военных действий, в Карабахе сообщают об артиллерийских обстрелах мирных населенных пунктов непризнанной республики, включая ее столицу Степанакерт.

Российские врачи разработали стандарт лечения COVID-19 с применением плазмы

(обновлено 15:59 22.10.2020)

СУХУМ, 22 окт - Sputnik. Российские военные врачи разработали стандарт диагностики и лечения коронавирусной инфекции, который включает в том числе методику применения антиковидной плазмы, сообщает РИА Новости по словам начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны России Дмитрия Тришкина.

Тришкин доложил об этом министру обороны России генералу армии Сергею Шойгу.

"С целью совершенствования подходов в лечении пациентов с COVID-19 заместителем министра обороны РФ Тимуром Ивановым 14 октября утвержден стандарт диагностики и лечения COVID-19 с учетом отечественного и мирового опыта лечения данного заболевания, а также использования и применения методик антиковидной плазмы как пациентов, перенесших COVID-19, так и вакцинированных лиц от новой коронавирусной инфекции, которым в настоящий момент нет аналогов в мировой практике", - сказал Тришкин.

Кроме того, он рассказал, что благодаря существующему алгоритму оказания медицинской помощи силами спецбригад выполнено более 50 санитарно-авиационных эвакуаций военнослужащих в тяжелом состоянии с COVID-19, что обеспечило своевременное оказание им специализированной медицинской помощи.

О том, что применение иммунной плазмы показало высокие результаты при лечении коронавирусной инфекции сообщил врио начальника Российской Военно-медицинской академии имени Кирова Сергей Бунин. Он рассказал, что новые разработки и методики внедряются в программы подготовки специалистов медицинской службы.

Мировая пандемия коронавируса COVID-19

Такие обстоятельства: Вардания о Заслуженном враче Валентине Чачба

(обновлено 18:26 22.10.2020)
90 лет исполнилось сегодня со дня рождения Заслуженного врача Абхазии, акушера-гинеколога высшей квалификации Валентины Чачба. В эфире радио Sputnik своими воспоминаниями о ней поделился заместитель министра здравоохранения Вахтанг Вардания.

Валентина Николаевна Чачба работала главным врачом Гагрской центральной больницы. Общий стаж ее врачебной практики 56 лет. Она была гордостью Абхазии. В памяти благодарных пациентов осталась как замечательная женщина, несущая добро и позитивную энергию, человек высочайшей чести и морали, добрая и очень внимательная к пациентам.

В годы Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993годов она была начальником Гагрского тылового военного госпиталя.

В эфире радио Sputnik Абхазия заместитель министра здравоохранения Вахтанг Вардания, вспоминая о Валентине Чачба, отметил ее человеческие и высокопрофессиональные качества.

Такие обстоятельства: Вардания о Заслуженном враче Валентине Чачба

"Тепло и приятно ее вспоминать. Это был весьма неординарный человек, профессионал. Профессионалы высочайшего класса часто бывают категоричны, резковаты, а Валентина Николаевна всегда была добрейшим человеком… Для нее пациент прежде всего был человеком. Она очень легко вступала в контакт, и больной просто обнажался перед ней, рассказывая все о себе. Я не знаю, как ей это удавалось", - сказал Вардания.

Заслуженный врач Абхазии Валентина Николаевна Чачба была награждена Почётным знаком Международного Красного Креста и Полумесяца, Почётной медалью имени Пирогова, орденом Леона. Она имела также звание "Женщина-символ XX века".