Истребители Су-33 (на первом плане) и МиГ-29К (на дальнем плане) на палубе тяжелого авианесущего крейсера Адмирал Кузнецов в Средиземном море. (Изображение является раздаточным материалом, предоставлено третьей стороной. Только редакционное использование. Запрет на архивирование, коммерческое использование, рекламную кампанию).

Король океана: на что будет способен новый российский авианосец

1144
(обновлено 09:23 12.07.2019)
Легкий, неатомный, смертоносный — перспективный российский авианосец способен брать на борт новейшие боевые самолеты и совершать переходы со скоростью почти 30 узлов.

СУХУМ, 12 июл — Sputnik. Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) уже готов к разработке авианосца, способного брать на борт новейшие боевые самолеты, дело за малым — дождаться контракта с Минобороны. О проекте нового российского корабля и других проектах российских авианосцев и их зарубежных неатомных "одноклассниках" — в материале Андрея Коца для РИА Новости.

Мал, да удал

Как рассказал глава КГНЦ Павел Филиппов, водоизмещение нового корабля — порядка 40 тысяч тонн, общая стоимость проекта оценивается в 200 миллиардов рублей, время строительства с момента подписания договора до спуска на воду — пять лет.

Первый день работы международного форума Армия-2018 в Подмосковье
© РИА Новости / Андрей Коц
Первый день работы международного форума "Армия-2018" в Подмосковье

Директор не озвучил название проекта, но, по всей видимости, речь идет о легком многоцелевом авианосце "Шторм-КМ", впервые представленном в виде макета на форуме "Армия-2018". Как рассказал тогда РИА Новости начальник сектора проектного отдела КГНЦ Алексей Лицис, корабль рассчитан на 46 летательных аппаратов. Приблизительный состав авиакрыла — 12-14 тяжелых истребителей Су-33, 12-14 легких МиГ-29К, четыре самолета дальнего радиолокационного дозора и 12-14 многоцелевых вертолетов Ка-27.

В перспективе он сможет брать на борт военно-морскую модификацию истребителя пятого поколения Су-57 и новейшие беспилотники. Энергетическая установка — газотурбинная, мощностью 110 тысяч лошадиных сил. Автономность "Шторма-КМ" по запасам провизии — порядка двух месяцев, скорость хода — до 28 узлов.

Длина корабля, согласно проекту, — 304 метра, ширина — 78 метров, высота — 23 метра. Авианосец способен нести 600 тонн авиационного боезапаса и 2000 тонн топлива для своего авиакрыла. Взлет будет производиться двумя способами — с трамплина и посредством электромеханической катапульты. Интересное ноу-хау конструкции — отсутствие трубы. Выхлоп предполагается отводить вниз вдоль бортов, что снизит заметность корабля.

"Мы в кратчайшее время в случае обращения Минобороны готовы перейти к аванпроекту, — рассказал Павел Филиппов. — В его рамках нужно определиться, где, в каком месте мы могли бы начать строительство. А также по кругу кооперации: кто какими системами корабля займется. Кроме того, надо уточнить у заказчика, сколько и каких летательных аппаратов будет на борту. Мы пока рассчитываем на самолеты и вертолеты, стоящие сегодня на вооружении морской авиации ВМФ России".

Тяжелый вариант

Этот не единственный проект авианосца от КГНЦ. Напомним: еще в 2015-м публике представили макет тяжелого атомного авианосца проекта 23000 "Шторм". Сообщалось, что корабль предназначен для выполнения различных задач в дальней океанской зоне и способен наносить удары по наземным и морским целям как собственным вооружением, так и самолетами авиакрыла.

Макет авианосца Шторм на выставке Армия-2015
CC BY-SA 4.0 / Artem Tkachenko /
Макет авианосца "Шторм" на выставке "Армия-2015"

По имеющимся в открытых источниках данным, перспективный корабль во многом повторяет еще советский проект атомного авианосца "Ульяновск" — как внешне, так и по тактико-техническим характеристикам. По проекту его длина — 330 метров, ширина — 40 метров по ватерлинии, максимальная осадка — 11 метров. Водоизмещение не превышает 100 тысяч тонн. "Шторм" сможет находиться в плавании до 120 суток, развивать скорость в 30 узлов и нести до 90 самолетов и вертолетов. Важное ноу-хау — способность действовать в холодных широтах. Кроме того, именно на "Шторме" впервые установят электромагнитные катапульты, значительно упрощающие взлет.

Строительство головного корабля, по оценкам специалистов, займет от восьми до девяти лет, а обойдется все это в 350 миллиардов рублей — около шести миллиардов долларов по текущему курсу. Новейший американский авианосец "Джеральд Р. Форд" вдвое дороже.

Впрочем, перспективы тяжелого атомного авианосца остаются туманными. Опыта строительства столь больших боевых кораблей в России нет, а единственным надводным кораблем с атомной энергетической установкой остается тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", построенный еще в советское время. Вероятно, поэтому в КГНЦ решили сконцентрироваться на менее амбициозном проекте легкого авианосца с газотурбинной энергетической установкой (ГЭУ).

Зарубежный опыт

Подобные корабли есть в военно-морских силах целого ряда государств. В частности, в боевом составе ВМС Италии числится авианосец "Кавур" водоизмещением 28 тысяч тонн с четырьмя газотурбинными двигателями общей мощностью 118 тысяч лошадиных сил. Узкоспециализированным плавучим аэродромом его назвать сложно, так как он берет на борт всего восемь самолетов AV-8B Harrier II. В перспективе корабль перевооружат на американские F-35B.

Итальянский авианосец Кавур
© AFP 2019 / Andreas Solaro
Итальянский авианосец "Кавур"

Однако "Кавур" способен нести и 12 вертолетов различного назначения, а также десантные силы: 415 морских пехотинцев, до 100 единиц колесной техники, или 24 основных боевых танка, или 50 тяжелых боевых бронированных машин. На корабле можно развернуть штаб численностью до 145 человек. "Кавур" представляет собой универсальную боевую единицу, больше всего подходящую для экспедиционных операций: перебросить войска на театр военных действий, высадить их на берег, прикрыть десант авиацией.

В чужих водах: иранский беспилотник заснял авианосец США в Персидском заливе>>

 

Еще один авианосец с газотурбинной энергетической установкой — "Королева Елизавета" британских ВМС. Полное водоизмещение — 70 600 тонн, автономное плавание — около 300 суток. Корабль проходит ходовые испытания и должен вступить в боевой состав флота в 2020-м. Предполагается, что его авиакрыло составят 24-36 истребителей F-35B и 14 вертолетов. Кроме того, корабль возьмет на борт конвертопланы V-22 Osprey.

Авианосец Королева Елизавета на востоке Шотландии перед началом морских испытаний
© AFP 2019 / Andy Buchanan
Авианосец "Королева Елизавета" на востоке Шотландии перед началом морских испытаний

А самым маленьким авианосцем с ГЭУ по праву считается таиландский "Чакри Нарубет": водоизмещение — всего 11,5 тысячи тонн. Корабль спущен на воду в 1996 году и на протяжении десяти лет использовался для патрулирования исключительной экономической зоны государства, а также для поисково-спасательных операций.

Таиландский авианосец Чакри Нарубет
© AP Photo / Pornchai
Таиландский авианосец "Чакри Нарубет"

С 2009 года он практически не покидает глубоководный порт Чак Самет и служит базой для вертолетов CH-60 Sea Hawk. Основой авиакрыла "Чакри Нарубета" до начала нулевых были первые модификации британских бомбардировщиков AV-8A Harrier, однако срок их службы к тому времени уже истек. Фактически таиландский авианосец на сегодняшний день — вертолетоносец, а также это самая большая в мире королевская яхта. На корабле оборудованы просторные апартаменты для монарха и членов его семьи, как правило, присутствующих на борту во время редких выходов в море.

1144
Теги:
авианосцы

Самолет совершил жесткую посадку в Кузбассе: кадры после крушения

18
Самолет Л-410 потерял высоту и совершил жесткую посадку в Кемеровской области, погибли два инструктора-парашютиста и два пилота. Пятнадцать человек пострадали, из них пятеро находятся в тяжелом состоянии.

Предполагаемой причиной аварии называют отказавший двигатель. По словам директора парашютного клуба, пилоты были опытными.

СК завел дело о нарушении правил безопасности. До завершения расследования ДОСААФ приостанавливает все полеты самолетов L-410.

На борту были спортсмены-парашютисты из команд России и Кемеровской области, в том числе начинающие.

18

Двойной мутант: что известно об индийском штамме коронавируса

108
(обновлено 11:22 19.06.2021)
Индийский штамм коронавируса, получивший название "Дельта" в официальной классификации ВОЗ, уже распространился более чем в 80 странах и продолжает мутировать.

СУХУМ, 19 июн - Sputnik. Почти 90 процентов москвичей с COVID-19 оказались с индийским штаммом, об этом накануне сказал в эфире Первого канала мэр российской столицы Сергей Собянин. В Абхазии еще не было зарегистрировано случаев индийского штамма, но так как в республику проник британский, это лишь вопрос времени, уверены медики. Чем опасен этот вариант и как его отличить по симптомам от других, читайте в материале Владислава Стрекопытова для РИА Новости.

Вызывающий особое беспокойство

Вирусологи каждый месяц фиксируют один-два новых штамма коронавируса. Чтобы уйти от топонимов, ВОЗ предложила обозначать их буквами греческого алфавита.

Первые четыре — британский B.1.1.7 "Альфа", южноафриканский B.1.351 "Бета", бразильский P.1 "Гамма" и индийский B.1.617.2 "Дельта" — объединили в группу VOC: Variants of Concern — вызывающие беспокойство. Последний выделили особо как "вызывающий глобальную озабоченность". В ВОЗ отмечают, что он передается значительно быстрее и симптомы от него серьезнее.

По информации Национальной службы здравоохранения Шотландии, опубликованной в журнале Lancet, риск госпитализации с "Дельта" в два раза выше, чем с "Альфа".

По самым последним данным Службы общественного здравоохранения Великобритании (PHE), 99 процентов новых случаев COVID-19 в Соединенном Королевстве — это "Дельта". Похожая ситуация и в других странах, в том числе в России — индийский штамм стремительно вытесняет все остальные.

Как отличить

Пока нет четких рекомендаций, позволяющих отличить по симптомам "Дельту", но некоторые особенности известны.

Профессор Тим Спектор из Великобритании, научный руководитель онлайнового приложения COVID Symptom Study, в интервью BBC сообщил, что "Дельта" больше похожа на простуду, а заражаются им в основном молодые. Они же и распространяют, так как продолжают вести активную жизнь, принимая COVID-19 за более легкое заболевание.

Главные симптомы нового штамма, по словам профессора, — головная боль, насморк, боль в горле, высокая температура. Причем обычно обоняние не пропадает и нет кашля.

Как сообщила РИА Новости заместитель директора по клинико-аналитической работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная, для "Дельты" характерны боли в животе, рвота, а также обильные выделения из носа — как при риновирусе.
В обновленном списке симптомов COVID-19, опубликованном Центром по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), — усталость, боли в мышцах и горле, головная боль, заложенность носа или насморк, тошнота или рвота, диарея.

Возможны быстрая утомляемость, чувство подавленности и уныния. Специалисты рекомендуют тест на COVID-19 при первых же признаках недомогания.

Секрет "успеха" коварного штамма

Напуганные эпидемиологической ситуацией в Индии, близкой к гуманитарной катастрофе, ученые бросились изучать новый штамм. Практически сразу стало ясно, что он существенно — по разным оценкам, от 30 до 100 процентов — заразнее, чем предыдущие.

Причина, как считают специалисты, — в мутациях, изменениях в спайковом белке, с помощью которого вирус связывается с рецептором ACE2 на поверхности клеток человека. Насчитали четыре таких мутации: одни облегчают проникновение вируса внутрь клеток, другие усиливают его способность закрепляться в них. Поэтому в научной среде индийский штамм называют двойным мутантом.

"Дельта" быстрее заражает клетки и легче обходит иммунную защиту. И вакцины против него менее эффективны. Но, подчеркивают ученые, все не так страшно.

Вакцины все-таки работают

Согласно отчету, опубликованному на этой неделе Службой общественного здравоохранения Великобритании, Pfizer-BioNTech и AstraZeneca неплохо проявили себя против этого штамма, хотя полноценная защита возникала у привитых только после второй дозы.

Эффективность от тяжелых случаев и госпитализации — 96 процентов для Pfizer-BioNTech и 92 для AstraZeneca. Одна доза — не больше 30-36 процентов. Этим, по мнению авторов отчета, отчасти можно объяснить стремительное распространение вируса в Индии, где на момент вспышки "Дельты" полную вакцинацию прошли чуть больше трех процентов населения. Для сравнения: против "Альфы" одна доза дает примерно 50 процентов защиты.

Но тут важны и другие параметры — количество антител и то, как долго они сохраняются в организме.
Британские ученые из Института Фрэнсиса Крика в Лондоне представили в журнале Lancet результаты исследования активности антител, образующихся после вакцины Pfizer-BioNTech против "Дельты" и "Альфы". Оказалось, что от "Дельты" антител было в пять раз меньше и они обеспечивали лишь 79 процентов защиты. От "Альфы" — 92.

Что касается российских препаратов, то, как сообщили на днях в твиттере разработчики "Спутника V", сотрудники Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи подготовили для публикации в рецензируемом журнале статью с доказательствами большей эффективности российской вакцины против "Дельты", чем любой другой, по которой есть открытые данные.

108
Темы:
Вакцинация от COVID-19 в Абхазии