Столкновение астероида с Землей

Леденящие катастрофы. Астероиды, которые изменили историю Земли

(обновлено 18:51 19.10.2019)
По данным NASA, за год с Землей сблизилось около тысячи астероидов, но все прошли на безопасном расстоянии.

Ежегодно в среднем семь космических тел достигают земной поверхности. Серьезных разрушений они не причиняют, но могут напугать, как это было с челябинским метеоритом. За известную нам геологическую историю по-настоящему катастрофических столкновений с астероидами не наберется и десятка. Подробнее о них - в материале Альфии Еникеевой для РИА Новости.

Погибли даже насекомые

Под ледяным щитом Антарктиды, в районе Земли Уилкса, находится огромный кратер диаметром около пятисот километров. Исследователи подозревали о его существовании с 1960-х годов. В 2009-м, проанализировав данные со спутников GRACE, американские ученые подтвердили: речь идет об ударном кратере, образовавшемся от столкновения космического тела с земной поверхностью.

По оценкам специалистов, это событие случилось примерно 250 миллионов лет назад, что совпадает с крупнейшим в истории Земли массовым вымиранием — пермским. Тогда исчезли 96 процентов морских видов и 73 процента наземных позвоночных. Кроме того, единственный раз за всю историю планеты произошло массовое вымирание насекомых: исчезли почти 83 процента видов этого класса.

Животные погибли не мгновенно. Согласно исследованию Массачусетского университета, вымирание заняло примерно 60 тысяч лет. Китайские ученые считают, что срок значительно меньше и 90 процентов видов исчезли всего за несколько тысяч лет. Их добили вулканическая зима, парниковый эффект и закисление океанической воды — результат резкого усиления вулканической активности на территории современной Сибири — сибирских траппов. Как полагает группа, анализировавшая данные GRACE, обширные излияния базальтов из трещин могли быть следствием удара астероида, упавшего в районе Земли Уилкса. Это так называемый антиподный вулканизм, известный по следам на Луне и Марсе.

Впрочем, есть и альтернативные версии массового пермского вымирания: внезапный выброс метана, изменение химического состава морской воды, океанических течений и даже падение другого астероида — на территории современной Австралии.

CC0 / NASA/Dave Pape /
Кратер Земли Уилкса в Антарктиде

Исчезновение динозавров

Многие виды динозавров также могли исчезнуть с лица Земли из-за огромного астероида, упавшего 66 миллионов лет назад на полуостров Юкатан в современной Мексике. Тогда на этом месте было море глубиной не менее 30 метров.

Согласно подсчетам международной группы ученых, удар астероида по морскому дну был сопоставим со взрывом десяти атомных бомб. Мощнейшие цунами высотой в несколько сотен метров ушли вглубь материков. Загорелись леса, пожары распространились на тысячи километров.

В горных породах на месте удара испарились серосодержащие минералы. В результате в атмосфере оказалось не менее 325 миллиардов тонн серы, что вызвало глобальное похолодание. Все динозавры, кроме птиц, морские завропсиды (мозазавры и плезиозавры), летающие ящеры и многие моллюски, в том числе аммониты и белемниты, не пережили этого катаклизма, погибли 16 процентов семейств морских животных и 18 процентов семейств сухопутных позвоночных.

© Иллюстрация РИА Новости . CC BY 3.0/Carport
Кратер Чиксулуб на полуострове Юкатан, образовавшийся в результате падения астероида 66 миллионов лет назад

Сразу два удара

Примерно 34 миллиона лет назад планета лишилась 15 процентов всех родов животных. В океане вымерло больше всего видов древних китообразных (археоцетов), а на суше — парнокопытных и непарнокопытных.

В книге Сергея Вишневского из Института минералогии и петрографии СО РАН приводится гипотеза о том, что вымирание стало результатом резкого похолодания климата, которое в свою очередь было вызвано падением сразу двух астероидов: в Северной Америке (Чесапикский ударный кратер) и Сибири (кратер Попигай). Анализ пород, относящихся к этому геологическому периоду, показал, что вначале среднегодовые температуры росли, а потом случилось мощнейшее похолодание. По времени оно совпадает с падением астероидов.

По мнению геологов из Университетов Калифорнии и Техаса, после удара небесных тел о землю из-за огромного выброса пыли атмосфера стала менее прозрачна для солнечных лучей. Наступило глобальное похолодание, и не все животные сумели приспособиться к резкому изменению климата.

© Иллюстрация РИА Новости . CC BY-SA 3.0/Uwe Dedering/Nzeemin
Чесапикский и Попигайский ударный кратеры. Падение образовавших их астероидов могло спровоцировать вымирание животных 34 миллиона лет назад

Небесная платина

Одно из последних крупных вымираний было примерно 13 тысяч лет назад. Тогда планета навсегда лишилась мамонтов, крупных бизонов и гигантских ленивцев. Одна из причин — похолодание и последующее оледенение, о которых известно из анализа ледяных кернов Гренландии.

В 2007 году американские исследователи выдвинули гипотезу, что оледенение — результат падения на Землю астероида или кометы. Двенадцать лет спустя американские ученые это подтвердили, изучив концентрацию платины в нескольких точках планеты. Дело в том, что данный металл в больших количествах содержится в метеоритах: если его много в горной породе, это может говорить о космическом ударе.

Специалисты обнаружили слои с повышенным содержанием платины в Южной Африке, Гренландии, Западной Азии, Южной и Северной Америках и Европе. Все они датируются одним и тем же периодом — 12 680 тысяч лет назад.

астероиды, Земля

Кто успел, тот и сел: почему женщине не нашлось стула рядом с Эрдоганом

(обновлено 18:33 10.04.2021)
Переговоры руководителей центральных европейских институтов с президентом Турции обернулись скандалом.

СУХУМ, 10 апр - Sputnik. Дело не в территориальных спорах или санкциях. Виноват стул, не предоставленный главе Еврокомиссии. В нарушение дипломатического протокола она сидела отдельно от мужчин — председателя Евросовета Шарля Мишеля и турецкого лидера. Теперь все увлеченно выясняют, кто кого обидел и кому за это отвечать. В ситуации разбиралась Софья Мельничук для РИА Новости.

Стулья на двоих

Пока Реджеп Эрдоган и Шарль Мишель по-хозяйски усаживались на подготовленные для них стулья, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен удивленно разводила руками. Место ей нашли не сразу. На съемке из зала встречи видно, как она с недоумением произносит протяжное: "Э-э-э…"

Ее усадили сбоку — на диван среди подушек, напротив министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, который по дипломатическому протоколу ниже статусом. Представитель ведомства фон дер Ляйен рассказал, что она решила "сосредоточиться на сущности переговоров", но поручила разобраться, почему так вышло, и принять меры, чтобы подобное не повторялось.

Мишель возглавляет совет глав государств ЕС, а фон дер Ляйен — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Первые подписывают договоры, вторые разрабатывают внешнюю политику. Таки образом, статусы двух институтов и их председателей равнозначны.

В Европе тем временем принялись выяснять, кто виноват. Правильно ли поступил Мишель, спокойно усевшись рядом с Эрдоганом, и не перегнул ли палку турецкий лидер.

Женщина или политик

В соцсетях появилось множество постов в поддержку фон дер Ляйен под хештегом #GiveHerASeat ("дайте ей место") о неприемлемом поведении Анкары. "Недоуменное "Э-э-э…" — новое определение того, "как не должны выглядеть отношения ЕС и Турции", — написал член Европарламента Сергей Лагодинский.

"Вот что Эрдоган думает о правах женщин", — возмущалась депутат из Бельгии Хильдэ Вотманс. Ее коллега из Нидерландов Софи Ин'т Велд опубликовала фото предшественника фон дер Ляйен Жан-Клода Юнкера, который сидит на стуле рядом с Эрдоганом — как и экс-глава Евросовета Дональд Туск.

"Это серьезное проявление политического неуважения. Дело не только в том, что женщину не усадили, а в том, что главу Еврокомиссии — одного из самых высокопоставленных представителей ЕС — оставили без стула", — указал итальянский депутат Антонио Таяни.

Итальянский премьер Марио Драги и вовсе объяснил "неподобающее поведение" Эрдогана тем, что он — диктатор. "С диктаторами, нарушающими этикет, мы вынуждены сотрудничать в интересах нашей страны. И вместе с тем должны откровенно заявить о собственной позиции. Необходимо найти баланс", — рассудил он. Из-за таких "неприемлемых заявлений" посла Италии в Анкаре тут же вызвали в МИД Турции.

Сам Шарль Мишель оправдывался, что дипломатический казус случился из-за "строгой интерпретации протокольных правил с турецкой стороны". При этом он уверен, что извиняться ему не за что. "Глядя на некоторые кадры, можно подумать, что я равнодушно отнесся к инциденту, — прокомментировал он видео из зала переговоров. — Это далеко от истины".

В то же время в турецком МИД категорически заявили: все было согласовано с протокольной службой европейской делегации. "Все прошло в соответствии с предложениями Европейского союза. Точка", — сказал Мевлют Чавушоглу.

Предположения о том, что фон дер Ляйен усадили на диван из-за того, что она — женщина, он отверг.

Сбой в протоколе

Вина вряд ли лежит на турецкой стороне, полагает Тогрул Исмаил, заведующий кафедрой международных отношений и политологии Университета имени Кахраманмараша Сютчуйама.

Из заявления турецкого МИД ясно, что ошибку сделали европейцы, указывает эксперт. "Турция — государство с опытом и давней историей дипломатического протокола. Кто где сидит и когда говорит, решают протокольные службы обеих сторон до встречи. И это касается не только такого высокого уровня, но и переговоров правительственных комитетов", — подчеркивает он.

Заметить, что стульев всего два действительно можно было до того, как участники встречи вошли в зал.

"Европейская служба протокола обязана была объяснить Урсуле фон дер Ляйен, где она будет сидеть. Все это обговаривают заранее", — поясняет Исмаил. По его мнению, европейцы не договорились между собой, кто из представителей блока занимает более высокую позицию. "Не нужно все сваливать на Турцию", — добавляет он.

По его мнению, Анкара не видит в фон дер Ляйен женщину или мужчину: "В первую очередь она — политик, который представляет иностранное государство, и связывать эту ситуацию с гендерными факторами нельзя".

То, как представители ЕС отнеслись к деталям, действительно вызывает вопросы, говорит Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ.

"Внешнюю политику Евросоюза регулируют Совет и Комиссия ЕС совместно, — объясняет она. — Однако именно совет отражает позиции государств-членов. Есть некоторая вероятность, что эта диспозиция повлияла на подход турецкой стороны к организации встречи. Хотя формально это некорректно. Турция проявила непонимание характера деятельности институтов ЕС и статуса их глав".

Впрочем, турецко-европейский диалог и раньше омрачали нарушения дипломатического этикета. "Бывало, представители Турции вели себя чересчур эмоционально, гремели стульями или даже покидали заседание. Однако страну все же рассматривали как близкого партнера ЕС и НАТО, поэтому казусы списывали на темперамент и очень редко осуждали за недипломатическое поведение, — говорит она. — Но в этот раз к принимающей стороне возникло много вопросов, ведь это значимая встреча для урегулирования вопросов в Средиземном море, поэтому нюансы важны".

Евросоюз грозил Анкаре санкциями из-за действий у берегов Кипра, который требует от Турции прекратить сейсморазведку в исключительной экономической зоне острова, так как это противоречит международному праву. Анкара настаивает, что работы легальны: добро на них дала Турецкая Республика Северного Кипра. Отношения между двумя кипрскими республиками не урегулированы, и возникают противоречия.

Еще один повод для накала отношений — недавний выход Турции из Стамбульской конвенции по защите женщин. Ее приняли десять лет назад, и она стала первым европейским документом, призванным бороться с домашним насилием. Из 40 стран-участниц Турция первой ратифицировала соглашение, однако теперь углядела в нем чуть ли не пропаганду гомосексуализма. Решение турок возмутило европейцев и американцев.

"Вряд ли в Турции сознательно унизили главу комиссии, — сомневается Еремина. — Но этот факт сейчас используют против Турции. Критика нарастает. Без стула осталась женщина, и это повод для обвинения в мужском шовинизме, тем более на фоне выхода из Стамбульской конвенции".

Определить, кто больше виноват, сложно. Однако в нынешних условиях инцидент превратился в повод для негативных интерпретаций. Но договариваться с "диктатором, нарушающим этикет" Евросоюзу, как ни крути, придется.

Российская туристка погибла в Турции в ДТП

(обновлено 14:21 10.04.2021)
По предварительной информации, водитель автобуса не справился с управлением на обледеневшей из-за плохих погодных условий дороге.

СУХУМ, 10 апр - Sputnik. Один российский турист погиб и 26 пострадали в результате в ДТП с автобусом в Турции, пишет РИА Новости со ссылкой на представителя генконсульства РФ в Анталье.

Десятого апреля около 9:30 утра на трассе Конья – Аксарай произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автобуса, перевозившего в Каппадокию группу из 32 российских туристов, находившихся на отдыхе в Анталье по линии туроператора "Пегас туристик".

"По предварительной информации, полученной генконсульством в местных правоохранительных органах, водитель автобуса не справился с управлением на обледеневшей из-за плохих погодных условий дороге. В результате ДТП пострадали 26 россиян. К сожалению, турецкие власти подтвердили смерть одной из российских туристок", - сказал собеседник агентства.

Он добавил, что пострадавшие доставлены в ближайшие больницы в населенных пунктах Конья и Сельчук. Им предоставляется экстренная медицинская помощь.

Посольство и генконсульство в Анталье находятся в контакте с местными властями.

Коронавирус диагностирован у 22 человек за сутки в Абхазии

Общее число выявленных случаев коронавируса в Абхазии на сегодняшний день составляет 13691 человек. Зарегистрировано 217 летальных случаев. Выздоровели 13190 человек.

СУХУМ, 10 апр - Sputnik. Диагноз коронавирусная инфекция подтвержден у 22 человек из 179 протестированных за сутки в Абхазии, сообщает оперштаб по защите населения от CODID-19.

В Гудаутской ЦРБ находятся на стационарном лечении 38 человек, у 27 из них диагноз COVID-19 подтвержден. В тяжелом состоянии 8 человек, состояние здоровья 20 пациентов – средней степени тяжести.

В Сухумской инфекционной больнице 31 пациент с COVID-19, в Очамчырской ЦРБ - 10, в Гагрской ЦРБ - 9, в Гагрской ЦРБ - 9, в Ткурчалской ЦРБ пациентов нет.