Строительство газопровода Северный поток-2

Санкции вынудили: суда, строившие "Северный поток 2", покинули Балтийское море

242
Ранее Вашингтон потребовал от компаний, ведущих прокладку трубопроводов "Северный поток — 2" и "Турецкий поток", немедленно прекратить строительство.

СУХУМ, 23 дек - Sputnik. Швейцарская компания Allseas вывела из Балтийского моря суда, занимавшиеся укладкой газового трубопровода "Северный поток — 2", передает РИА Новости со ссылкой на агентство Блумберг.

По информации агентства, компания приняла решение не давать комментарии о том, на сколько будет отложен проект. По словам представителя компании, суда уже покинули Балтийское море.

Минфин США в ночь на субботу сообщил, что вступили в силу санкции против газопроводов "Северный поток — 2" и "Турецкий поток". Вашингтон потребовал от компаний, ведущих прокладку труб, немедленно прекратить все работы.

Allseas, которая занимается прокладкой "Северного потока — 2", уже приостановила строительство.

"Северный поток — 2"

Проект "Северный поток — 2" пройдет от побережья России через Балтийское море до Германии. Участниками проекта, в частности, являются европейские компании. "Газпром" ранее неоднократно заявлял, что по плану строительство завершится в 2019 году.

Против реализации проекта выступает Киев из-за опасений потерять доходы от транзита российского газа, и ряд европейских стран, включая Польшу, Латвию и Литву, а также Соединенные Штаты, которые продвигают в Евросоюз свой СПГ. Они называют проект политическим и угрожающим энергобезопасности Европы.

Российская сторона, в свою очередь, неоднократно заявляла, что проект "Северный поток — 2" абсолютно коммерческий и конкурентный, и указывала, что он не предполагает прекращения транзита российского газа через Украину в ЕС.

Читайте также:

242
Теги:
Россия, США, санкции, Северный поток

Карабах в "острой фазе" конфликта: кто поможет Азербайджану и Армении договориться

6
(обновлено 09:40 01.10.2020)
Азербайджан готов прекратить огонь в Нагорном Карабахе, но при одном условии: если Армения выведет из непризнанной республики свои войска.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев настроен решительно: он по-прежнему настаивает на территориальной целостности своей страны. Но и Армения не сдает позиций: премьер-министр Никол Пашинян допустил признание независимости Нагорного Карабаха.

Смогут ли стороны конфликта договориться? И кто может помочь им выйти из "острой фазы".

Военные действия в Нагорном Карабахе начались в конце прошлой недели. Ереван и Баку возлагают друг на друга вину за обострение ситуации в регионе. В Армении ввели военное положение и всеобщую мобилизацию. В Азербайджане объявили комендантский час и частичную мобилизацию.

По данным обеих сторон жертвы есть как среди военнослужащих, так и мирного населения, однако точных данных о потерях пока нет, так как и Армения, и Азербайджан постоянно опровергают информацию друг друга. 

Читайте также:

6

Пошли на принципы: как Баку и Ереван вели диалог после боев

126
Четыре года назад после очередного обострения в Нагорном Карабахе Баку и Ереван продолжили переговоры на основе так называемых Мадридских принципов, с которыми обе стороны вроде бы согласны.

Проблема в том, что в Армении и Азербайджане по-разному понимают этот документ. В чем его суть и какие противоречия необходимо преодолеть — в материале корреспондента РИА Новости Антона Лисицына.

Список согласия

Урегулированием конфликта в Карабахе с 1992 года занимается группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), получившая в 1994-м название Минской. Ее сопредседатели — представители России, Соединенных Штатов Америки и Франции. Участвуют также Азербайджан, Армения, Турция, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция и Финляндия.

© Видео Ruptly, Sputnik, Министерство обороны Азербайджана

В 2007-м в Мадриде условились о следующем. Территории вокруг Карабаха возвращаются под контроль Баку. Непризнанная республика получает промежуточный статус, гарантии безопасности и самоуправления. Предусмотрен коридор, связывающий Нагорный Карабах с Арменией. Окончательный правовой статус спорной территории определяется в ходе волеизъявления, имеющего обязательную юридическую силу. Все перемещенные лица и беженцы возвращаются в места прежнего проживания. Безопасность гарантируется на международном уровне.

Документ опубликовали с сокращениями, полностью его содержание тогда не раскрыли. В 2010-м президентам Армении и Азербайджана представили некие обновленные принципы, которые сводились к уже сформулированным. Баку и Ереван в общем согласились считать это платформой для диалога.
Но трактовали документ по-разному. По мнению президента Ильхама Алиева, в Мадридских принципах самое главное — восстановление территориальной целостности Азербайджана и возвращение вынужденных переселенцев.

Президент Серж Саргсян выделял неприменение силы и право на самоопределение. Он настаивал на том, чтобы непризнанная Нагорно-Карабахская республика сама решала вопрос о государственности. Также руководитель Армении полагал, что представителей НКР следует привлечь к переговорам, в то время как в Баку от этого отказывались наотрез.

На участии в переговорах настаивал и Степанакерт. После публикации Мадридских принципов глава НКР Бако Саакян на встрече с представителем Евросоюза подчеркнул, что иначе конфликт не разрешить.
Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян указывал, что документ нуждается в уточнениях. Его можно понять: Союз армянских националистов требовал отставки правительства — по их мнению, Мадридские принципы противоречили интересам страны. Организация "Дашнакцутюн" призывала Налбандяна уйти в отставку и грозила митингами протеста.

Армянская сторона считала, что пошла на уступки, согласившись на пункт о "волеизъявлении", так как в 1991-м в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР состоялся референдум. Но незадолго до этого Баку отменил статус автономии для НКАО. И в голосовании не принимали участие этнические азербайджанцы, проживавшие в регионе.

В ходе вооруженного конфликта эта спорная территория изменила очертания. Армян вытеснили из Мартунинского и Мартакертского районов, но они захватили земли за пределами автономии. Так что Мадридские принципы должны были развязать сложный клубок противоречий. Но к их формулировкам у сторон оставались вопросы.

Вопросы реализации

В Баку тоже требовали ясности. Председатель общественного объединения "Организация освобождения Карабаха" Акиф Нагы утверждал, что страна не вполне знакома с обновленным мадридским документом. По его мнению, люди должны знать, на какие компромиссы готова пойти власть в переговорах.

Суть разногласий сформулировал один из сопредседателей Минской группы от США Мэтью Брайза: противоречие между принципами территориальной целостности и права народа на самоопределение. "Я не могу предвидеть, каким будет результат, — говорил он в интервью азербайджанскому изданию. — Могу только сказать, что сопредседатели Минской группы применяют весь дипломатический опыт, делают все, чтобы помочь президентам прийти к решению. Все это время сопредседатели пытаются найти компромисс".
Российский политолог Сергей Маркедонов в свое время отмечал: "Возникает очень много вопросов с точки зрения реализации. Например, что касается проведения референдума. Кто в нем будет участвовать? Только жители бывшей НКАО или все беженцы? Беженцы и жители НКАО — это две большие разницы".
Согласно Конституции Азербайджана, референдум возможен лишь по всей стране. А "волеизъявление, имеющее обязательную юридическую силу", трактуют как угодно. Границы коридора, который должен связать Нагорный Карабах и Армению в Лачинском районе, тоже вызывали дискуссии.

В апреле 2016-го в регионе вспыхнула так называемая Четырехдневная война — самые масштабные столкновения с 1994 года. В Баку заявили, что вернули под контроль часть территорий, однако линия соприкосновения де-факто сдвинулась незначительно, несмотря на ожесточенные бои. Потом тоже были инциденты, в которых стороны обвиняли друг друга. Однако и переговорный процесс продолжался — на основе Мадридских принципов.

Российский специалист по Южному Кавказу Нурлан Гасымов объясняет: "Перебрали множество вариантов, стороны их предлагали и отклоняли. Но на основании мадридского документа Баку и Ереван ведут переговоры, они долговечные и способны привести к консенсусу".

По мнению Гасымова, альтернативы пока нет. "К урегулированию стороны были близки, как ни парадоксально, в 90-е, когда у власти находились Гейдар Алиев и Левон Тер-Петросян. Тогда предложили планы, которые подразумевали уступки, а решение статуса Нагорного Карабаха откладывалось на неопределенный срок", — отмечает собеседник агентства.

Эксперт назвал и недостаток мадридского документа — в нем нет механизмов для определения конечного статуса региона. Поэтому стороны и не могут прийти к согласию.

126