Красные звезды бок о бок с польскими орлами: как освобождали Варшаву в 1945-м

63
(обновлено 13:01 17.01.2020)
Минобороны России опубликовало рассекреченные материалы к 75-летию освобождения Варшавы от фашистов.

17 января 1945 года в восемь утра на улицы Варшавы вступил с боями четвертый пехотный полк Второй польской пехотной дивизии имени Генрика Домбровского генерала Яна Роткевича. В тот же день столица Польши была освобождена от нацистов.

Сергей Варшавчик для Sputnik

Нелегкий путь до Польши

Наступление на Варшаву, позднее получившее в историографии название Варшавско-Познанской операции, началось тремя днями ранее, 14 января 1945 года. Оно было частью грандиозной стратегической Висло-Одерской операции, проводимой силами двух советских фронтов – Первого Белорусского под командованием маршала Георгия Жукова и Первого Украинского маршала Ивана Конева.  

12 января боевые действия начали коневцы, 14-го – жуковцы. Жолнежи (солдаты) Первой армии Войска польского под командованием генерала Станислава Поплавского входили в состав войск Жукова, действовавших на варшавском направлении.

Впервые части Первого Белорусского фронта подошли к Варшаве в июле 1944 года. Но тогда обстоятельства не благоприятствовали освобождению польской столицы советскими солдатами, за плечами у которых осталась освобожденная Белоруссия и весомый вклад в разгром крупнейшей немецкой группы армий "Центр".

© Foto / Министерство обороны РФ
Политдонесение политотдела 60-й армии 1 Украинского Фронта о встрече частей 60-й Армии на территории Польши, настроениях польского населения и проводимой работе.

Уроженец Варшавы, командующий фронтом маршал Константин Ксаверьевич Рокоссовский, поляк по отцу (и белорус по матери) как никто другой среди генералитета в Красной Армии желал освобождения своей малой родины. Но при этом он прекрасно понимал, что его уставшим и обескровленным войскам, которые с боями прошли около 500 километров, разгромив десятки дивизий вермахта, необходимо время на то, чтобы подтянуть отставшие тылы, пополниться свежими резервами и боеприпасами, тщательно продумать будущее наступление.  

Плохо подготовленная авантюра

Между тем руководство польского эмигрантского правительства в Лондоне в лице премьер-министра Станислава Миколайчика и глава подпольной польской военной организации Армия Крайова Тадеуш Коморовский (под псевдонимом Бур) ждать не хотели и 1 августа 1944 года отдали приказ о начале восстания в Варшаве.

С военной точки зрения неожиданное для врага восстание в его тылу, сопровождаемое ударами с внешнего фронта, как правило, ведет к деморализации противника, который вынужден воевать сразу на нескольких направлениях. Но только в том случае, если выступление тесно увязано с общим наступлением и подчиняется единому командованию. В противном случае, это авантюра, которая кончается неудачей.

Восставшие планировали за три-четыре дня расправиться с 20-тысячным немецким гарнизоном Варшавы, при помощи бойцов Первой польской парашютно-десантной бригады союзников доставить в город членов эмигрантского правительства и провозгласить столицу Польши под его властью. Предполагалось, что англичане и американцы окажут также помощь в виде стрелкового оружия, которое будет сброшено на грузовых парашютах, и бомбовых ударов по расположению немецких частей. С советской стороной свои действия "аковцы" (бойцы Армии Крайова) не увязывали.

© Foto / Министерство обороны РФ
Донесение заместителя начальника Оперативного управления штаба 1 Белорусского Фронта 22 сентября 1944 о ходе боев в Варшаве (во время восстания) и оказание нами помощи.

Однако из-за плохой подготовки и спонтанности выступления восставшие не достигли поставленных целей, понеся большие потери. При этом, несмотря на то, что части Первого Белорусского фронта сами подвергались активным танковым контрударам немцев, Рокоссовский с одобрения Ставки Верховного главнокомандования попытался прийти варшавянам на помощь (так, на юге от Варшавы произошло несколько танковых сражений; восставшим самолетами сбрасывались патроны, медикаменты, продукты, средства связи). 

Захват двух стратегических плацдармов

В августе – сентябре 1944 года войска фронта, в том числе части Первой армии Войска польского, несколько раз предпринимали попытки войти в город, однако недостаток сил и сильное сопротивление нацистов, которые уплотнили свои войска, не позволили этого сделать. Удалось освободить только Прагу – предместье Варшавы на правом берегу Вислы, и захватить два плацдарма на левом берегу – Магнушевский и Пулавский.

К октябрю 1944-го бои вокруг польской столицы перешли в разряд местных. К тому времени немцы разгромили восстание и взяли в плен 17 тысяч повстанцев, в том числе самого Коморовского. Союзники не оказали им реальной помощи, а польских десантников использовали не в Варшаве, а в Голландии, где они в ходе Арнемской воздушно-десантной операции были выброшены на помощь окруженным британским коллегам.

© Foto / Министерство обороны РФ
Вырезка из газеты «За родину» от 02.11.1944 г. под общим заглавием «Мы отомстим за вас, мученики Ломжи».

После разгрома восстания министр внутренних дел Третьего рейха Гиммлер приказал снести в Варшаве все здания, которые нельзя приспособить к обороне. Масштабное разрушение домов, в том числе и исторических, сопровождалось строительством бункеров и долговременных огневых точек. Кроме того, Варшава была густо заминирована немецкими саперами.

Незаметно готовясь к наступлению

До начала 1945 года стороны готовились к решающему сражению, ограничивая свою деятельность разведывательными вылазками. Одним из ее активных участников был будущий президент Польши, командир взвода конной разведки молодой подпоручик Войцех Ярузельский. 

Основным противником РККА на этом направлении выступала 9-я армия вермахта под командованием кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями и мечами, генерала Смило фон Лютвица.  

Советское командование тщательно подготовилось к грандиозной операции, которая для 1-го Белорусского фронта должна была начаться наступлением, в первую очередь, с Магнушевского и Пулавского плацдармов. Там незаметно для противника были размещены общевойсковые и танковые армии.

Быстрота и натиск

В итоге Висло-Одерская операция вошла в военную историю как одна из самых стремительных – взломав танковыми армиями немецкую оборону, Красная Армия за три недели разгромила 35 германских дивизий, взяла в плен около 150 тысяч человек, освободила всю территорию Польши (за исключением окруженных гарнизонов Бреслау, ныне Вроцлав, и Познани, которые некоторое время сопротивлялись) и вышла на дальние подступы к Берлину. Фон Лютвиц лишился своей должности и был отдан под суд.

Что касается Варшавы, то судьба ее гарнизона была решена в четыре дня усилиями Первой и Второй гвардейских танковых армий, а также Пятой ударной, Восьмой гвардейской, 69-й, 47-й и 33-й общевойсковых армий. На острие наступления постоянно находились части Первой армии Войска польского – танкисты, пехотные дивизии и спешенные бойцы кавалерийской бригады. Переправа польских частей через Вислу происходила под музыку национального гимна.

© Foto / Министерство обороны РФ
Справка о потерях личного состава в частях 1-го Украинского фронта за период с 1 по 31 января 1945 года

Население освобождаемых населенных пунктов встречало освободителей с восторгом – а порой недоверием. Например, в городке Пясечно к югу от Варшавы местные жители окружили бронемашины и, указывая на белых орлов, красовавшихся на танках, удивленно спрашивали, неужели их освободили польские солдаты – ведь немцы утверждали, что такой армии нет, а Красной Армии никогда не взять Варшаву.

Ожесточенные городские бои в столице Польши велись почти весь день 17 января. Успех наступления решило сочетание удара непосредственно по Варшаве с прорывом танковых частей в глубокий тыл варшавской группировки противника, после чего немцы прекратили сопротивление.

В ходе освобождения Польши от германских оккупантов отдали жизни более полумиллиона солдат Красной Армии. Сегодня, 17 января, в честь павших бойцов в Москве прогремит салют.

Что же касается решения властей современной Польши не отмечать освобождение Варшавы от фашистов, то оно оскорбляет память не только погибших советских солдат, но и тысяч павших поляков, сражавшихся с коричневой чумой ХХ века.

63
Теги:
Великая Отечественная война (1941-1945), Варшава, Польша

Ученые нашли противокоронавирусные свойства в препарате от гриппа

85
Ранее сообщалось, что российские военные врачи разработали стандарт диагностики и лечения коронавирусной инфекции, который включает в том числе методику применения антиковидной плазмы.

СУХУМ, 24 окт — Sputnik. Подмосковные фармацевты обнаружили в лекарствах от гриппа действующее вещество, способное бороться с коронавирусом, об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на телеканал "360".

В сообщении, в частности, говорится, что специалисты из Химок выяснили, что апротинин, который применяют в препаратах от гриппа, ОРВИ и в лекарствах для лечения проблем с поджелудочной железой, поможет при профилактике COVID-19. Новый препарат планируют выпускать в виде назального спрея.

"Человек будет применять назальный спрей несколько раз в день. Безопасность апротинина давно изучена", - приводятся в сообщении слова медицинского директора группы компаний "ХимРар" Елена Якубова.

Она также уточнила, что медперсонал клиники московского медуниверситета в течение трех месяцев использовал препарат и не заразился, несмотря на работу в "красной" зоне с коронавирусными больными.

Якубова предупредила, что не стоит сразу бежать в аптеку и покупать лекарства, включающие это вещество. Она отметила, что необходимо масштабное исследование. Оно запланировано на ближайшие месяцы. Ожидается, что препарат появится на рынке уже весной.

В России за сутки выявили более 17 тысяч новых случаев COVID-19. С начала пандемии в стране зарегистрировали 1 480 646 случаев коронавируса в 85 регионах, 25 525 пациентов умерли, выздоровел 1 119 251 человек.

85

75 лет ООН: старые проблемы, новые вызовы и глобальные решения - статья Медведева

81
(обновлено 15:30 24.10.2020)
24 октября традиционно празднуется как День Организации Объединенных Наций. В этом году самая авторитетная глобальная организация отмечает 75-летний юбилей.

В этот день RT публикует статью заместителя председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрия Медведева.

Несмотря на все проблемы и кризисы, с которыми сталкивалась ООН и ее государства-члены в эти годы, тяжело спорить с тем, что во многом благодаря международно-правовым и политическим механизмам, заложенным в Уставе организации, удалось не скатиться в пучину третьей мировой войны, разрешить многие острые вопросы послевоенного устройства на планете.

Однако, к сожалению, мы не всегда выносили правильные уроки из проблем, которые принесли нам XX и XXI века. Напомню, что при создании ООН государства-основатели, включая СССР, заложили ее миссию. Она состоит из трех принципов — стремления к стабильному и безопасному миру, продвижения идеи прав человека и построения более справедливого миропорядка.

© Sputnik / Екатерина Штукина
Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев

Но уже на следующий год после создания организации вчерашние союзники по антигитлеровской коалиции, принёсшие свободу народам, оказались по разные стороны баррикад холодной войны, периодически переходящей в горячую. Сейчас невозможно себе представить, что в течение почти 40 лет мы жили в условиях ежедневной угрозы ядерной войны, уничтожения самого человечества.

Структуры ООН сделали очень много для того, чтобы мир отступил от бездны, для того, чтобы заработали механизмы разрешения конфликтных ситуаций в рамках правового поля. Так, одной из важнейших задач ООН является разоружение, сокращение и ликвидация всех запасов оружия массового уничтожения. На площадке Конференции по разоружению, учреждённой в 1978 году решением первой Спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН, был разработан и принят ряд основополагающих международных соглашений, направленных на обеспечение безопасности народов, смягчение международной напряжённости и укрепление доверия между государствами в сфере обращения с ядерным оружием. Особую роль в этом процессе сыграл СССР.

Иран превысил допустимый ядерной сделкой уровень обогащения урана>>

Сегодня нам нужно незамедлительно продолжить работу по этому направлению. Рассчитываем, что в Совете Безопасности ООН состоится предложенный Россией очный саммит стран "ядерной пятерки" для обсуждения острейших проблем человечества. Оперативного решения также требует вопрос о продлении Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Позиции по продлению действия этого важнейшего документа нами также сформулированы.

США готовы разрушить ООН, Россия намерена ее спасти>>

Вместе с тем необходимо не только обеспечивать сокращение уже существующего вооружения, но и минимизировать риски возникновения новых угроз. В этом ключе Россия объявила мораторий на развёртывание новых ракетных систем в Европе и других регионах. Рассчитываем на встречные шаги наших западных партнёров. Также выступаем за заключение юридически обязательного соглашения всех космических держав о всеобъемлющем запрете на милитаризацию космоса. Целесообразность реализации такого подхода подтверждена Генеральной Ассамблеей ООН посредством одобрения предложенных Россией резолюций о предотвращении гонки вооружений в космосе и использовании его пространства в соответствии с международным правом.

К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия по поддержанию мира, мы по-прежнему остаёмся свидетелями односторонних агрессивных действий, грубых попыток вмешательства во внутренние дела суверенных государств, предпринимаемых, в частности, США и их союзниками, входящими в блок НАТО.  Во многих точках мира продолжают тлеть очаги вооружённого противостояния, каждый день гибнут люди. И, как правило, только согласованная правовая оценка той или иной ситуации со стороны Совета Безопасности ООН позволяет понять, кто прав, а кто виноват, кто агрессор, а кто жертва агрессии.

В противном случае в условиях информационных вбросов, фальсификации фактов, методов гибридной войны есть риск, что черное будет выдаваться за белое, неправовое станет законным, правду спрячут за красивой телевизионной картинкой или постами в социальных сетях.

В этой связи принципиальное значение приобретает обеспечение безопасности в глобальном информационном пространстве. Архитектура международной кибербезопасности должна отвечать не только современным вызовам, но и учитывать перспективы технологического прогресса.

Эксперт: США – основной пользователь кибератак и идеологического воздействия в интернете>>

Развитие "цифры", к сожалению, неизбежно влечет и рост числа преступлений в информационной среде (которые, отметим, стали гораздо более распространены в период пандемии нового коронавируса). Россия неоднократно призывала мировое сообщество договориться о новых механизмах противодействия киберпреступности и обеспечения стабильности информационной среды.

Ранее на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН подавляющим большинством голосов была принята российская резолюция, которая в том числе создала переговорный механизм для решения проблем международной информационной безопасности. Данная резолюция необходима с учетом того, что вызовы трансграничного характера могут быть эффективно урегулированы только при активном участии всего международного сообщества. Структуры ООН могут выступить площадкой для принятия универсального международного договора, базирующегося на общепризнанных принципах и нормах международного права и отвечающего общим интересам в информационной сфере. Такой инструмент должен способствовать поддержанию международного мира и безопасности и не допускать использования технологий в целях, не согласующихся с международным правом.

Никакие другие международные организации, а тем более военные альянсы, не могут поколебать монополию уставных органов ООН на выражение воли мирового сообщества. Размывание ответственности за глобальную безопасность, попытки различных организаций и отдельных держав расклеивать ярлыки на государства и правительства, вершить судьбы мира неизбежно отбросят нас на десятилетия назад.

Продолжает повторяться типичный сценарий незаконного вмешательства во внутренние дела государств: насаждение раскола в обществе, поддержка и вооружение оппозиции для свержения действующего правительства с формальной ссылкой на демократические ценности. В 2003 году международная коалиция во главе с США, включавшая ряд стран НАТО, вторглась в Ирак.

Под предлогом борьбы с международным терроризмом и поиска оружия массового уничтожения был свергнут и казнен законный президент страны Саддам Хусейн, разрушено "авторитарное государство" и создано "истинно демократическое".  Что получилось из этого — всем известно. Другой пример — с 2012 года США в сотрудничестве со странами НАТО предоставляли тайную военную поддержку повстанцам в Сирии. Это привело лишь к масштабному кровопролитию и внутреннему кризису в этой стране.

Также вызывают особую насторожённость попытки подорвать роль ООН и создать вместо неё некое "сообщество (клуб) демократических наций". Такого рода идеи не объединяют, а разделяют человечество, способствуют нагнетанию международной напряженности и в конечном счете ведут к прямым конфликтам. ООН же создавалась на фоне развития концепции прав человека, придания гуманистической направленности сотрудничеству государств в самых разных сферах.

Идеи прав человека пронизывают сегодня почти все темы, находящиеся в фокусе внимания структур ООН: от экологии и защиты персональных данных до кибербезопасности и биотехнологий. Сегодня в правовой системе каждого государства отражены запреты дискриминации, пыток, бесчеловечного отношения, произвольного вторжения в личную жизнь.

Всеобщая декларация прав человека вместе с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах являются фундаментом международного признания и закрепления прав человека. Поощрение и защита содержащихся в указанных документах прав являются руководящим принципом работы ООН.

Как сказал один из разработчиков Всеобщей декларации прав человека, лауреат Нобелевской премии Рене Кассен: "… характерной чертой Декларации является ее универсальность: она распространяется на всех людей без какой-либо дискриминации; она также применяется на всех территориях независимо от их экономического или политического режима".

Помимо признания, первостепенно важно обеспечить должный баланс различных категорий прав человека. Именно поэтому в ходе разработки Всеобщей декларации Советский Союз указывал на необходимость закрепления широкого перечня социальных и экономических прав. Данный тезис находит свое очевидное подтверждение и сегодня. Нынешний мировой экономический спад, вызванный глобальной пандемией, заставляет государства переосмыслить ценностные ориентиры и расставить приоритеты в пользу защиты жизни и здоровья людей, прав человека, гарантирующих достойное и безопасное существование.

Эпидемия COVID-19 отчетливо показала, что сами по себе политические свободы не могут спасти жизни людей. Для этого нужны эффективная и доступная система медицинской помощи и социальной защиты, общегосударственные программы обеспечения санитарной безопасности, предельная координация усилий всех уровней публичной власти. Именно сильные государства, способные быстро мобилизовать экономику и политические институты для противодействия пандемии, успешно справились с её последствиями, сохранили миллионы жизней.

Подход, ставящий во главу угла защиту прав человека, оправдан с учетом того, что первые послевоенные десятилетия прошли под девизом "Никогда снова" (Never Again). Цивилизованные народы, от имени которых и была создана ООН, как и другие международные организации, возникшие в конце 1940-х — 1950-е годы, были призваны не допустить повторения ужасов Второй мировой войны, геноцида, военных преступлений, попрания основополагающих прав и свобод человека, унижения достоинства личности.

Иранская ядерная сделка: детали и факты>>

И путь к достижению этой цели виделся прежде всего в максимально возможном ограничении участия государства в социальном развитии, абсолютизации личной, индивидуальной свободы, непрерывном расширении перечня субъективных прав, часто в ущерб общественным интересам. Одновременно именно на национальные государства в рамках так называемых "позитивных обязательств" возлагаются всё более существенные обязанности не просто по воздержанию от нарушения прав конкретного человека, но по обеспечению их соблюдения, гарантированию "надлежащего" государственного управления (good governance).

Опасения возрождения тоталитарных "супергосударств", каким была фашистская Германия, заставили правительства многих стран (прежде всего европейских) после окончания Второй мировой войны пойти на существенное ограничение собственного национального суверенитета, делегирование полномочий на надгосударственный уровень. Этот опыт получился весьма различным.

При этом нельзя забывать о трех обстоятельствах.

Во-первых, слабое государство не может обеспечить права своих граждан, защититься от глобальных угроз. Сам пример драматического перерождения Веймарской республики в Третий рейх отчетливо показал, что предоставление широких демократических свобод, не обеспеченное экономическим ростом, заботой о гражданах, способностью государства реально противостоять экстремистским проявлениям, неминуемо ведет к маргинализации политической повестки, разгулу преступности, беззащитности демократических институтов и, как следствие, угрозе развала государства либо скатывания к диктатуре.

К сожалению, и Россия два раза за предшествующее столетие (в 1917 и 1991 годах) стояла на пороге анархии и распада государства. И оба раза развал страны сопровождался лозунгами о всеобщей свободе и демократии. И сегодня мы видим примеры "несостоявшихся государств" (failed states), не способных построить стабильную политическую систему, обеспечить своим гражданам уверенность в завтрашнем дне (в том числе и на постсоветском пространстве).

Во-вторых, для стабильного развития человечества мало плюрализма и неограниченной свободы слова. Как в 1945 году, так и сегодня миллионы людей не только в развивающихся странах, но и странах с экономикой, считающейся развитой, живут за чертой бедности, не могут удовлетворить базовые потребности для себя и своей семьи, чувствуют себя изгоями, оторванными от достижений современной цивилизации.

Движение Black Lives Matter, захлестнувшее западные страны в 2020 году, отчетливо продемонстрировало глобальный неудовлетворенный запрос на справедливое мироустройство, на преодоление разрыва между богатыми и бедными, на доступ к необходимой медицинской помощи, современному образованию, достойному заработку независимо от цвета кожи или социального статуса. Пандемия COVID-19 в десятках стран оголила проблемы, связанные с неравенством. Многие люди были брошены на произвол судьбы.

Указанные обстоятельства подтверждают, что социальную справедливость невозможно восстановить только развитием рыночной экономики без вмешательства государства (согласно концепции Laissez-faire) или щедрыми, но разовыми благотворительными проектами. Для этого необходимы рука государства, осмысленная бюджетная политика, ответственное и стабильное правительство, понимание долгосрочных целей социально-экономического развития. От государств требуются решительные шаги по адаптации национальных экономических и политических систем к современным вызовам.

Ключевая миссия государства сегодня — дать возможность каждому гражданину почувствовать себя полноценным членом общества, предоставить равные возможности для самореализации, сформировать у людей чувства собственного достоинства и уверенности в завтрашнем дне. Технологии стремительно меняются, но человек остаётся таким же, каким был десятки, сотни и даже тысячи лет назад. В центре его интересов всегда семья, близкие, мечты о лучшем будущем для своих детей, желание быть услышанным и понятым окружающими.

Глобальная закулиса о будущем мире>>

Тотальное запугивание, искусственное создание образа неприятеля, нагнетание истерии в СМИ и социальных медиа — чрезвычайно опасное явление, которому должны противостоять в том числе структуры ООН. Сотни лет народы наших стран жили в страхе перед врагом, перед неизбежной угрозой войны. Но на страхе и недоверии нельзя построить стабильный мир. На место страху должна наконец прийти надежда. Еще в 1953 году второй Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд сказал: "Чтобы построить для человека мир без страха, мы должны быть без страха. Чтобы построить справедливый мир, мы должны быть справедливыми".

В-третьих, ни одна из глобальных проблем не может быть решена без восстановления верховенства международного права, основанного на согласованной воле государств. Основным источником международного права остается международный договор, подписанный и ратифицированный суверенными государствами. Именно к этой категории источников относится и Устав ООН. Нормы международного права могут черпать свою легитимность только в предусмотренных национальными конституциями демократических процедурах, ясно выраженной воле наций на присоединение к тем или иным международным документам.  

Следование этим подходам, сохранение уникальной архитектуры ООН, учет интересов и уважение национальных особенностей друг друга как никогда необходимы сегодня. При этом искреннее стремление к сотрудничеству и взаимопомощи, солидарность будут способствовать достижению целей, предусмотренных в Уставе ООН. В связи со взрывом в Бейруте в августе 2020 года в Ливан незамедлительно прибыли российские спасатели для оказания помощи пострадавшим.

Валдайский клуб: как COVID-19 будет влиять на мир ближайшие 25 лет>>

Во время пандемии Россия оказывала широкомасштабную поддержку Венесуэле, Ирану и ряду других стран, предоставляя медицинское оборудование и средства индивидуальной защиты. Российские военнослужащие были задействованы в оказании медицинской помощи в Италии, гуманитарные мероприятия продолжаются в Сирии. Выступая на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент России Владимир Путин предложил всем сотрудникам ООН бесплатно получить российскую вакцину от коронавируса "Спутник V".

В условиях продолжающейся мировой эпидемии необходимо обеспечить беспрепятственные поставки продовольствия, оборудования и технологий на наиболее пострадавшие территории. Россия последовательно выступает с предложениями о всеобщем отказе от применения торговых и финансовых рестрикций к гуманитарным поставкам. Никакие политические соображения не могут мешать сотрудничеству для спасения жизней.

Нельзя забывать, что ООН создавалась как организация, которая должна искать решения самых острых глобальных проблем, стоять на страже интересов мира и безопасности. Она призвана избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права человека, обеспечить соблюдение норм международного права и улучшить условия жизни людей. В конечном счете, для достижения этих высоких идеалов и была создана Организация Объединенных Наций.

81