Приручить "итальянца": почему "копейка" стала лучшим автомобилем СССР

98
(обновлено 11:06 07.09.2020)
Рекордные темпы производства, характеристики на уровне мировых стандартов, всенародная любовь - ровно 50 лет назад, 7 сентября 1970-го, легендарная "копейка" ВАЗ-2101 получила имя "Жигули", а через несколько дней в полную силу заработал конвейер Волжского автозавода.

Как итальянская модель стала символом советского автопрома — в материале корреспондента РИА Новости Николая Протопопова.

Зарубежный опыт

В середине 1960-х массовый выпуск недорогих автомобилей рассматривался советским руководством как способ ликвидировать избыток не обеспеченных товарами денег, накопленных населением.

К строительству нового автозавода решили привлечь партнеров из-за рубежа. В качестве основы для будущей народной легковушки выбирали между "Фордом", "Пежо", "Рено" и "Фиатом". Итальянская машина была самой подходящей: "Фиат-124" в 1965-м признали "Автомобилем года" в Европе, а у Кремля были хорошие отношения с социалистическим правительством Италии.

Волжский автомобильный завод в Тольятти заложили в 1966-м. Производственное оборудование сюда поставляли более 800 смежников со всего СССР, а также компании ФРГ, Франции, Великобритании и Германии. К 1970-му здесь, на 600 гектарах, вырос настоящий автогигант.

Это было самое крупное предприятие в Европе, способное выпускать 600 тысяч машин в год. Численность персонала превысила 120 тысяч человек.

Юрий Абрамочкин
Работники "АвтоВАЗа" - Волжский автомобильный завод (ВАЗ) в городе Тольятти Самарской области.

"Итальянцы" в России

С технической точки зрения "Фиат-124" — вполне обычный, без каких-либо революционных решений. Однако по советским меркам это была весьма комфортабельная и современная машина. Несколько новых "Фиатов" подвергли суровым испытаниям — гоняли не только по полигонам, но и по всей стране, в самых разных климатических условиях, по асфальтированным, грунтовым и проселочным дорогам.

На просторах России изнеженному "итальянцу" пришлось несладко, и его сразу начали менять, приспосабливать к новым условиям.

Укрепили подвеску, шаровые опоры и пружины, задние дисковые тормоза заменили на более стойкие к бездорожью "барабаны", переработали четырехступенчатую коробку передач, усилили кузовные элементы, увеличили клиренс, модернизировали ведущий мост. Всего было более 800 доработок, но внешне автомобиль практически не изменился.

От фиатовского двигателя с нижним расположением распределительного вала отказались. Рабочий объем рядного четырехцилиндрового 64-сильного мотора остался прежним — 1200 кубических сантиметров.

Но распредвал переместили в верхнюю часть головки блока цилиндров, что было тогда серьезным новшеством.
Первая партия доработанных ВАЗ-2101 сошла с конвейера в апреле 1970-го. К концу августа завод был готов к массовому производству.

Оставалось присвоить новинке звучное имя. Объявили всесоюзный конкурс, и со всей странны посыпались письма и телеграммы.

© Sputnik / Анар Мовсумов
Музей прототипов "АвтоВАЗ" в Тольятти

В итоге 7 сентября 1970-го автомобилю официально присвоили имя "Жигули" в честь гор Приволжской возвышенности. Этот бренд был таким популярным, что и все последующие модели ВАЗ долгие годы называли не иначе как "Жигули". Хотя уже в 1973-м появилась другая марка — "Лада".

Это понадобилось для экспортных поставок: иностранцам было сложно воспринимать на слух и правильно произносить слово "Жигули". Кроме того, в некоторых странах получалось созвучно с "жиголо".

© Sputnik / Юрий Абрамочкин
Испытания легковых автомашин "ВАЗ-2101".

Рекордсмены производства

"Копейка", как прозвали ВАЗ-2101 в народе, стала настоящим бестселлером советского автопрома. Несмотря на солидную цену почти в пять с половиной тысяч рублей, очередь за машинами растянулась на несколько лет вперед.

И это было вполне понятно. "Жигули" были качественным автомобилем, по крайней мере, в те годы. Комфортный, надежный. В первые несколько лет эксплуатации требовалась только своевременная замена технических жидкостей, не надо было ничего регулировать и дополнительно смазывать, в отличие от другой советской автомобильной продукции.

© Sputnik / Эдуард Эттингер
Волжское объединение по производству легковых автомобилей "АвтоВАЗ". Конвейер сборочного цеха.

В 1974-м тольяттинцы выпустили первую модификацию "Жигулей" ВАЗ-21011, или, как сейчас говорят, провели рестайлинг. Хромированные бамперы конструктивно упростили и покрыли резиновой окантовкой для защиты от ударов, на задние стойки крыши добавили дополнительные воздуховоды, изменили решетку радиатора, на корме появился фонарь заднего хода, а в салоне установили более комфортные передние сиденья.

Кроме того, "одиннадцатую" оснастили новым, более мощным двигателем объемом 1,3 литра, прибавившим пять лошадиных сил.

Потом разработали и еще несколько моделей на базе "копейки" — в СССР продавались универсал ВАЗ-2102, "тройки", "пятерки", "шестерки" и "семерки". В каждую новую версию старались внедрять технические новинки. Например, ВАЗ-2103 получил вакуумный усилитель тормозов, тахометр и даже электрические часы в салоне. "Тройка" приобрела немного люксовости: кузов — с хромированными боковыми молдингами, спереди было уже четыре фары, задние фонари сделали более информативными. А "шестерка" для повышения безопасности водителя и переднего пассажира обзавелась подголовниками сидений.

© Sputnik / Юрий Абрамочкин
Волжский автозавод имени 50-летия СССР. В сборочном цехе завода.

Особое внимание уделяли экспортным вариантам. Автомобили поставляли не только во все страны социалистического блока, но и в Швецию, Австрию, Новую Зеландию и Канаду. Перед отправкой за границу "Жигули" тщательно дорабатывали, чтобы они соответствовали стандартам и пожеланиям более избалованных иностранцев. LADA пользовалась большой популярностью за счет невысокой цены и хороших потребительских качеств — неприхотливости, простоты и ремонтопригодности.

"Копейку" выпускали целых тринадцать лет — к 1983-му с конвейера сошли более двух миллионов семисот тысяч ВАЗ-2101. Всего же с 1970-го тольяттинский автозавод изготовил почти пять миллионов "Жигулей" различных модификаций.

© Sputnik / Андрей Соломонов
Продукция Волжского объединения по производству легковых автомобилей "АвтоВАЗ" - автомобили "Лада".
98

Минус семь триллионов: коронавирус опустошил мировую экономику

41
(обновлено 09:26 21.09.2020)
Пандемия, внезапно парализовавшая экономику всего мира, обойдется очень дорого: минус семь триллионов долларов к концу 2021-го, подсчитали в Организации экономического сотрудничества и развития.

Аналитики констатируют: глобальный финансовый кризис 2008-го, который поспешили назвать "великой рецессией", померкнет на фоне нового. Но Россия переживет его лучше многих других. Будет ли нынешний спад одним из самых суровых в истории и кто пострадает больше всего — в материале корреспондента РИА Новости Натальи Дембинской.

Невообразимые потери

Еще в апреле Международный валютный фонд предупредил: "великая рецессия" двенадцатилетней давности не сравнится с тем, что нас ждет. В 2008-м глобальный ВВП увеличился на 1,83%, а в 2009-м впервые после Второй мировой войны сократился — на 2,3%.

По итогам 2020-го в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ждали шестипроцентного падения. Нынешние оценки чуть лучше: минус 4,5%. Но и это совершенно беспрецедентно в новейшей истории.

К концу 2021-го, по прогнозам ОЭСР, суммарный ущерб для мировой экономики от пандемии коронавируса достигнет семи триллионов долларов. Это сопоставимо с совокупным годовым бюджетом США (4,1 триллиона) и Китая (3,2 триллиона).

Самым тяжелым выдался второй квартал — ведущие страны столкнулись с небывалым обвалом. Так, ВВП США рухнул на 32,9%, Евросоюза — 14,4%. Снижение в ключевых европейских государствах оказалось двузначным, например в Великобритании — минус 21,7%.

Правительства развитых стран вложили триллионы долларов в меры поддержки, чтобы вернуть экономику в нормальное состояние, но этого явно не хватило. Впрочем, если прекратить бюджетные вливания, ситуация будет еще хуже, указывают в ОЭСР.

Особенно пострадала сфера услуг — транспорт, индустрия развлечений, туризма, гостиничный бизнес. Эти сектора захлестнула волна банкротств. И неизбежна новая, предупреждают экономисты, — если спрос не восстановится. Как следствие — массовая потеря рабочих мест, рост бедности и неравенства. В зоне наибольшего риска — страны с формирующейся рыночной экономикой. К таким относят и Россию.

Что по России

Однако, по предварительным оценкам, Россия переживает коронавирусный кризис намного легче других. По данным ЦБ, во втором квартале ВВП снизился на восемь процентов.

Экономика страны подошла к пандемии с низкими инфляцией и безработицей, стабильным банковским сектором и значительными финансовыми резервами, указывают аналитики Bloomberg. А потому прогнозы на восстановление более позитивные.

Как ни парадоксально, один из факторов стабильности в коронавирусный кризис — санкции, введенные в 2014 году. Страна теперь меньше зависит от внешних потоков капитала. Плюс относительная неразвитость малого бизнеса и сферы услуг. Как предсказывает Bloomberg, российская экономика в 2020-м сократится на 4,8%.

По данным Oxford Economics, экономическая активность в России после снятия ограничений совершила мощный отскок и достигла 95% докоронавирусного уровня.

В то же время есть риск того, что этот всплеск сойдет на нет, как только экономика ощутит отложенный эффект от сокращения заработных плат и притока инвестиций. Главная опасность — новая волна коронавируса и повторный экономический локдаун.

Коронавирусная пятилетка и долгий хаос

Хотя признаков восстановления ждут уже в третьем квартале, а по итогам 2021-го мировой ВВП может даже вырасти — на пять процентов, быстрой нормализации не предвидится. Как заявила главный экономист Всемирного банка (ВБ) Кармен Рейнхарт, на это "уйдет целых пять лет", а сильнее всего пострадают беднейшие страны.

С тем, что новая реальность — это надолго, согласны и в ОЭСР.

"С вирусом придется жить еще много месяцев. Это исключает возможность скорого возврата прежней экономической активности. Это серьезное потрясение", — отмечает главный экономист Организации экономического сотрудничества и развития Лоуренс Бун.

По мнению аналитиков немецкого Deutsche Bank, кризис перетряхнет всю структуру мировой экономики и наступит "эпоха беспорядка".

Миру предстоит новый "структурный суперцикл", который определяет все — "от экономики до стоимости активов, политики и образа жизни в целом". Коронавирус приблизил эту эпоху. Возникнет "неразбериха", замедлится глобализация, которая и обеспечивала быстрый экономический рост и увеличение стоимости активов в течение последних 40 лет.

Долги правительств и корпораций увеличиваются. По данным Института международных финансов, глобальный долг — общая задолженность населения, компаний, финансовых организаций и правительств всех стран — уже достиг 255 триллионов долларов. Это в три раза больше, чем общемировой ВВП, и "долговая бомба" может взорваться.

41
Темы:
Мировая пандемия коронавируса COVID-19

Марш и награды: военные из Абхазии приняли участие в параде в Цхинвале

290
(обновлено 23:45 20.09.2020)
В этом году Южная Осетия отмечает 30-летие со дня образования Республики. Совет народных депутатов 20 сентября 1990 года провозгласил создание Юго-Осетинской Советской Демократической республики в составе Советского Союза.

СУХУМ, 20 сен – Sputnik. Курсанты Сухумского высшего общевойскового командного училища Министерства обороны Абхазии приняли участие в военном параде в честь 30-летия образования Южной Осетии, сообщает Sputnik Южная Осетия.

В праздничном шествии приняли участие парадные расчеты силовых структур республики и военнослужащие 4-й военной базы МО РФ, кадеты, расчеты и знаменные группы Минобороны, МВД, Погранслужбы КГБ республики, МЧС, Министерства юстиции. Парадные расчеты из Абхазии впервые приняли участие в параде в Цхинвале.

Парад по традиции прошел на Театральной площади столицы республики. На торжественном марше присутствовали руководство и гости республики.

Военный парад в Цхинвале

Принимал торжественный марш президент Анатолий Бибилов, командовал парадом и.о. министра обороны Южной Осетии гвардии генерал-лейтенант Ибрагим Гассеев.

Анатолий Бибилов поздравил гостей и жителей республики с праздником и отметил, что сегодняшний день для всего народа отмечен особой, значимой и торжественной исторической датой.

"Сегодня исполняется 30 лет со дня провозглашения Республики Южная Осетия. 20 сентября 1990 года народными депутатами Южной Осетии были приняты постановление и Декларация о государственном суверенитете, которыми Юго-Осетинская автономная область была преобразована в Республику Южная Осетия", - сказал Бибилов.

Наравне с мужчинами-военнослужащими, по главной площади столицы прошли женские парадные расчеты Минобороны и Министерства внутренних дел.

После прохождения пеших колонн по площади проехала техника Министерства обороны, Министерства внутренних дел и российской военной базы.

В завершение парада рота почетного караула Минобороны и военный оркестр Республики Дагестан представили показательные выступления.

Перед парадом на плацу военного городка Министерства обороны республики состоялась торжественная церемония награждения личного состава ведомства в честь 30-летия образования республики.

Ибрагим Гассеев наградил военнослужащих Южной Осетии, Абхазии и России

В праздничном построении приняли участие офицеры органов военного управления, личный состав подразделений Минобороны РЮО, личный состав МВД, МЧС, Министерства юстиции, а также парадные расчеты военнослужащих Минобороны Республики Абхазия, 4-й военной базы Минобороны России, военный оркестр отдельной мотострелковой бригады ВС РФ (Республика Дагестан).

И.о. министра обороны Южной Осетии Ибрагим Гассеев выразил благодарность руководству и личному составу Министерства обороны Республики Абхазия за участие в праздничных мероприятиях.

"Мы рады приветствовать абхазских коллег на югоосетинской земле. На главной площади города-героя Цхинвал наши парадные расчеты пройдут вместе торжественным маршем в ознаменование 30-й годовщины образования Республики Южная Осетия. Это еще раз продемонстрирует нерушимость войскового товарищества и братства по оружию. Да здравствует нерушимая дружба югоосетинского, российского и абхазского народов", - подчеркнул Гассеев.

В ходе церемонии награждения генерал-лейтенант Ибрагим Гассеев вручил военнослужащим Минобороны Южной Осетии и Абхазии, музыкантам оркестра отдельной мотострелковой бригады ВС РФ ведомственные награды.

Военнослужащие были удостоены медалей "За боевые заслуги", "За боевое содружество", "За воинскую доблесть I степени", За воинскую доблесть II степени", "Валери Хуыбылты", знаками отличия "За заслуги", "За отличие". Были присвоены очередные воинские звания, вручены почетные грамоты, благодарности.

Читайте также: 

290

На сапе вдоль Кремля: праздник водного спорта в Москве

0
В столице впервые прошел фестиваль водных видов спорта "Московская акватория". В Москву приехали более 500 спортсменов со всей России.

Они устроили шоу на аквабайках, флайбордах и гидроциклах.

А главным событием стал костюмированный SUP-парад — более тысячи участников в красочных костюмах проплыли вдоль Кремля.

Смотрите также: 

0