"После залпа нас уничтожат": секреты самых мощных "сигар" российского флота

388
(обновлено 08:45 10.09.2020)
Сигнал боевой тревоги, погружение на глубину и залп 16 ядерными "сигарами" — баллистические ракеты подводных лодок и сегодня остаются самым мощным ударным средством российского флота.

Первый успешный пуск из-под воды состоялся ровно 60 лет назад, 10 сентября 1960-го. С тех пор ракеты стали "умнее", мощнее и улетают гораздо дальше, однако тактика их применения с борта субмарины не изменилась. О том, как наносят удар подводные атомоходы, — в материале корреспондента РИА Новости Николай Протопопова.

На боевом курсе

Современные крейсеры могут производить одиночные и залповые пуски ракет как из надводного, так и из подводного положения. Стрельба из-под воды считается едва ли не самым сложным элементом боевой подготовки.

Сначала баллистические ракеты устанавливали на дизель-электрические субмарины, объясняет РИА Новости бывший командир атомной подводной лодки капитан I ранга Игорь Курдин. Для стрельбы приходилось всплывать — ракета выдвигалась на пусковом столе на срез ограждения рубки и только затем стартовала. Естественно, лодка "на воде" теряла главное преимущество — скрытность.

Флоту требовались ракеты, способные выходить с глубины. Создавая такое оружие, конструкторы столкнулись с серьезными трудностями. Ведь когда субмарина стреляет из-под воды, она находится в движении. Скорость хода небольшая — всего три-пять узлов, однако этого достаточно для образования мощного потока воды, который пытается "завалить" ракету.

Сергей Королев, в середине 1950-х отвечавший за разработку морского ракетного оружия, решил эту проблему очень просто. Он предложил установить в нижней части баллистической ракеты дополнительный "газовый" руль. Стальная пластина размером 40 на 50 сантиметров, расположенная под углом 15 градусов, отклоняла реактивную струю, компенсируя "завал" ракеты.

После получения приказа на пуск и координат цели атомный ракетоносец ложится на боевой курс, и начинается предстартовая подготовка. Подводная лодка при этом должна выдерживать так называемые "нормальные условия старта".

"Курс, скорость и глубина остаются неизменными, — поясняет подводник. — Корабль не может ни свернуть, ни сбавить или увеличить скорость, даже если атакует противник. Для защиты есть только торпедное оружие, средства гидроакустического противодействия — но не маневрирование. Конечно, в такой момент лодка наиболее уязвима. Однако для экипажа самое главное — максимально эффективно выполнить задачу и выпустить весь боезапас".

Взрывая лед

Особенно сложно в Арктике, где поход подводной лодки сам по себе связан с большим риском. Курдин сразу уточнил, что из-подо льда атомные ракетоносцы не стреляют — так или иначе приходится всплывать.

Выход на воду бывает двух видов: статический и динамический. В первом случае лодка медленно, без хода всплывает в заранее найденную полынью.
"Но на поверхности все равно остается лед, — отмечает Курдин. — Бывало и такое, что лед блокировал крышку шахты. При динамическом всплытии подлодка на скорости не более пяти узлов пробивается наружу. Но это практикуется реже — прочность корпуса ограниченна, и если таранить пятиметровый лед, можно загнуть выдвижные устройства".

Ранее также прорабатывали вариант создания искусственной полыньи для всплытия при помощи бортового вооружения. Крейсер выпускал четыре торпеды "ромбом", одновременно взрывающиеся на определенном расстоянии от ледового покрытия.

"Испытания показали, что взрывы разбивали лед, но крупные куски ничем не лучше пакового слоя — стрелять через такую полынью практически невозможно, — говорит подводник. — Кроме того, был случай: одна торпеда потеряла ориентировку и развернулась в сторону лодки — пришлось уклоняться от своего же оружия. В итоге от этого метода отказались".

Эффективность стрельбы во многом зависит от штурманов: чем точнее они определят положение лодки перед пуском, тем точнее ударят ракеты. Даже небольшая ошибка в координатах серьезно сказывается на результатах. Для компенсации таких погрешностей современные ракеты оснащают системой автокоррекции, которая срабатывает, когда боевой блок выходит в космос.

После залпа в распоряжении экипажа остается только торпедное оружие, и подлодка перенацеливается на боевые корабли, морской конвой или авианосную ударную группу. Однако, по словам Курдина, если крейсер успеет выпустить все ракеты, системы противоракетной обороны противника сразу же определят его местонахождение и он, скорее всего, будет уничтожен.

Капитан I ранга также отметил, что американские подводники, в отличие от российских, не умеют стрелять баллистическими ракетами в Арктике.

"Да, они ходят под лед, всплывают, было даже групповое всплытие в районе Северного полюса, — говорит он. — Но стрелять из приполюсных районов не могут, потому что в квазикоординатах точность стрельбы у них очень низкая. Поэтому ракетоносцев США в Арктике нет. А вот многоцелевые лодки-"охотники" есть: их задача — искать наши крейсеры подо льдом, чтобы успеть уничтожить их до пуска".

Последний аргумент

Первую баллистическую ракету Р-11ФМ с подводным стартом разработали в середине 1950-х. На подлодке проекта Б-67 оборудовали две шахты внутри ходовой рубки, но испытания были неудачными.
В августе 1959-го ракета не вышла из шахты, а чуть позже — когда после всплытия к лодке подошло судно со специалистами — внезапно самопроизвольно стартовала. К счастью, не взорвалась, и никто не пострадал. Через год ракету сбросило со стартового стола из-за заводского дефекта.

А вот 10 сентября 1960-го все получилось. Ракета стартовала с борта подлодки, шедшей на глубине 30 метров со скоростью 3,2 узла.

Сегодня в распоряжении подводных ядерных сил ВМФ России несколько типов баллистических ракет и их носителей. В частности, это комплексы Р-29Р — первая в мире морская ракета с разделяющейся головной частью и индивидуальным наведением боевых блоков. Ими вооружали атомоходы проекта 667БДР "Кальмар".

По сравнению с предшественниками, точность Р-29Р увеличилась вдвое, а боевая эффективность — втрое. Ракета забрасывала три боеголовки по 200 килотонн каждая на 6,5 тысячи километров. Большинство носителей этого оружия уже списаны, и сейчас в ВМФ остался только один "Кальмар" — АПЛ "Рязань".

Подводный крейсер "Юрий Долгорукий", с которого производится запуск ракет "Булава" по полигону Кура
Следующее поколение — трехступенчатые Р-29РМ, размещенные на крейсерах 667БДРМ "Дельфин". У флота шесть таких "стратегов", каждый несет по 16 "сигар", способных доставить смертоносный груз на 11,5 тысячи километров.

Новейшие АПЛ класса "Борей" оснащают комплексами Р-30 "Булава". На ближайшие 30-40 лет это основной ядерный "аргумент" подводного флота. Согласно открытым данным, радиус действия "Булавы" — восемь тысяч километров. При стартовой массе в 36 тонн она несет до десяти гиперзвуковых маневрирующих ядерных боеголовок мощностью 100-150 килотонн.

388

В Сочи взорвалась автомойка рядом с ТЦ "Моремолл"

300
(обновлено 18:02 26.09.2020)
Пожар был локализован в течение пяти минут прибывшими спасателями, однако один человек пострадал, получив ожоги.

СУХУМ, 26 сен - Sputnik. Пожар произошел в павильоне по продаже шаурмы на автомойке, расположенной на улице Донской в Сочи, пишут со ссылкой на источник в оперативных службах региона "Кубанские новости".

По предварительным данным, площадь возгорания составила 15 квадратных метров. Пожарные локализовали огонь за пять минут.

В результате происшествия пострадал 51-летний мужчина. Отмечается, что у него диагностированы термические ожоги кожи верхних и нижних конечностей 1-2 степени.

300
Зарядная станция для мобильных гаджетов появилась в Московском метрополитене

Быстрая зарядка смартфона: как не взорваться

73
(обновлено 15:52 26.09.2020)
Современные смартфоны оснащены литийионными аккумуляторами большой емкости с функцией Quick Charge — она обеспечивает мощную зарядку за считанные минуты.

СУХУМ, 26 сен - Sputnik. Зарядка смартфона за считанные минуты сокращает срок жизни батареи. Как правильно пользоваться этой новой технологией, чтобы устройство прослужило подольше, читайте в материале РИА Новости.

Немного теории

Долгое время производители мобильных телефонов выпускали зарядные устройства (ЗУ) и разъемы к ним, руководствуясь собственными потребностями. Единого стандарта не было, совместимости тоже.

К концу нулевых разработали стандарт USB Battery Charging, который стал первой попыткой создать универсальную зарядку для гаджетов с повышенным потреблением энергии. За основу взяли разъем microUSB, его до сих пор можно встретить во множестве устройств. Сейчас все чаще применяют USB Type-C.

Следующий шаг — стандарт USB Power Delivery (PD). Уже в первой ревизии, появившейся в 2012 году, разработчики добились пропускной способности в сто ватт. Впрочем, коммерческие варианты устройств давали на порядок меньше мощности, работали с напряжением пять вольт и силой тока в два ампера.

Одновременно над стандартом быстрой зарядки трудились производители "железа" гаджетов. Пионером выступил калифорнийский Qualcomm с технологией Quick Charge, интегрированной в фирменные чипсеты. Последняя версия 5, представленная в июле, сулит фантастические результаты — зарядка батареи на 4500 миллиампер-час всего за 15 минут. Коммерческие образцы так пока не умеют.

Производители смартфонов также создали множество стандартов быстрой зарядки, которые далеко не все совместимы между собой. И этом проблема — забытый дома комплектный блок питания фактически лишит вас этой полезной функции, но есть и исключения.

Например, технология быстрой зарядки от Apple основана на протоколе PD, а последние версии Quick Charge полную совместимы с "яблочной" продукцией.

Сегодня некоторые смартфоны способны восполнять емкость батарейки буквально на глазах. В этом особенно преуспела китайская корпорация BBK, создав блок питания SuperVOOC 2.0 с мощностью 65 ватт. Совместимый смартфон полностью заражается за 35 минут. Но это проприетарная технология — такую скорость можно получить только с комплектным ЗУ и специальным проводом.

А что на практике?

Быстрая зарядка задумывалась как максимально безопасная для аккумулятора и смартфона, а значит, и пользователя. Но на практике все оказалось не так просто.

Как бы ни называлась технология, принцип работы сводится к увеличению силы тока и напряжения, которые и дают те самые ватты, вызывающие гордость у изготовителей гаджетов. Но если превысить безопасный порог, аккумулятор может взорваться. Поэтому у любой зарядки есть "мозги" — микросхема-контроллер, определяющая, сколько тока-напряжения и в какой момент должна получить батарея. Контроллер интегрирован в материнскую плату смартфона.

"Мощность без контроля неизбежно приведет к перегреву, поэтому современные зарядные не только мощные, но и "умные": взаимодействуют со смартфоном по специальному протоколу, постоянно отслеживая состояние, нагрев и степень заряда аккумулятора, и на основании этих показателей регулируют выходную мощность, изменяя вольтаж и силу тока, — говорит генеральный менеджер федеральной сети магазинов электроники и бытовой техники "Позитроника" Алексей Грибовский. — Наибольшую мощность блок питания выдает при почти полностью разряженном аккумуляторе, поэтому разработчики стандартов быстрой зарядки в основном оценивают эффективность по времени заряда первых 50 процентов батареи".

Но пользователю часто удается обойти все защитные барьеры и самого умного смартфона. Человеческий фактор в случае проблем с быстрой зарядкой — основной.

"Одна из главных причин ускоренной деградации батареи — когда владелец девайса при использовании быстрой зарядки оставляет телефон в чехле или вовсе убирает на ночь под подушку, что вызывает перегрев и приближает момент отказа батареи, — отмечает Вадим Большаков, руководитель управления разработки компании "Атол". — Да и понимание того, что полностью зарядить телефон можно за час, способствует более активному его использованию и, как следствие, более частой зарядке, что опять же негативно сказывается на батарее. Ключевая опасность быстрой зарядки — снижение срока службы аккумулятора, и, с большой долей вероятности, покупка нового гаджета".

Правила для зарядки смартфона

Большой нагрев, присущий быстрой зарядке, все-таки сокращает и без того конечный ресурс литийионной батареи. И если раньше она деградировала за 1,5-2 года, то при регулярной быстрой зарядке емкость может упасть намного раньше.

"Быстрая зарядка подразумевает более короткие циклы и больший нагрев, что негативно влияет на аккумулятор, — указывает руководитель Hi-Tech Mail.ru Дмитрий Рябинин. — Согласно исследованиям, зарядка на 40 ватт снижает емкость аккумулятора на 30 процентов за тот же промежуток времени, в течение которого зарядка 15 ватт снизила бы емкость на десять процентов".

Чтобы хоть как-то компенсировать неизбежные потери, разработчики придерживаются хитрого алгоритма. Процесс разделен на два этапа. На первом смартфон получает максимальную мощность за минимальное время. Например, одна из моделей Oppo зарядится на 40 процентов за десять минут. А вот последние 30-40 процентов в любых быстрых зарядках самые долгие, на них уходит даже больше времени.

Но можно и самостоятельно продлить жизнь аккумулятора смартфона, придерживаясь очень простых правил. Например, не допускать разряда ниже десяти процентов — литийионные и литий-полимерные батареи плохо переносят глубокий разряд, из-за него падает ресурс аккумулятора.

Второе правило даже важнее первого, особенно для быстрой зарядки — пользуйтесь только оригинальным ЗУ или качественными аналогами. Можно избежать многих проблем с аккумулятором, если не втыкать смартфон в непонятный блок питания, купленный за 200 рублей в подземном переходе.

Как не любит аккумулятор разрядку в "ноль", так он не поблагодарит вас и за долгое подключение к сети на ста процентах. Вообще, считается, что для достижения максимального ресурса стоит заряжать аккумулятор не выше 80 процентов.

Литийионные батареи не переносят экстремальные температуры. Недаром во время разговора зимой они садятся быстрее.

Проблемы могут возникнуть и из-за нетерпеливости пользователя. Например, когда он запускает игру на смартфоне, который находится на быстрой зарядке. В такой момент устройство испытывает двойную нагрузку.

Впрочем, даже если придерживаться всех правил, это не застрахует от брака аккумулятора или зарядного устройства. Вспомнить хотя бы скандал с Samsung Galaxy Note 7, когда было много возгораний, задымлений и перегревов телефона, из-за чего корейцам пришлось спешно снимать девайс с производства в 2016 году. А этим летом-осенью пользователи Google Pixel 3 и 4 начали жаловаться на вздутие батарей, которое буквально отрывает заднюю панель.

73

Разгром "врага" в Черном море: как завершились учения "Кавказ-2020" в Абхазии

0
(обновлено 20:03 26.09.2020)
Крупномасштабные стратегические командно-штабные учения проходили на территории Абхазии в горах и на побережье Черного моря.

СУХУМ, 26 сен - Sputnik. Военнослужащие Южного военного округа (ЮВО) совместно с военнослужащими Министерства обороны Абхазии, МЧС и СГБ приняли участие в крупномасштабных совместных стратегических командно-штабных учениях "Кавказ-2020", сообщает пресс-служба ЮВО. 

Завершающим этапом учений стало массированное огневое поражение военнослужащими совместной группировки российских и абхазских войск вооруженных формирований (НВФ) в акватории Черного моря.

Стрельба по "противнику" велась с береговой линии полигона "Нагвалоу" из орудий танков Т-72Б3 и БТР-82АМ, САУ 2С3 "Акация", РСЗО "Град", 122-миллиметровой гаубицы Д-30, 120-миллиметровых минометов "Сани". Всего было поражено более одной тысячи морских целей, израсходовано порядка 20 тысяч боеприпасов крупного калибра.

© Sputnik Пресс-служба ЮВО
Крупномасштабные стратегические командно-штабные учения "Кавказ-2020" в Абхазии завершились разгромом НВФ в море

В общей сложности в маневрах на территории Республики Абхазия приняли участие более 1,5 тысячи военнослужащих, задействовано около 500 единиц различной современной техники совместных разнородных сил России и Абхазии. В том числе авиация двух стран в составе российских вертолетов КА-52 "Аллигатор", МИ-8АМТШ "Терминатор" и абхазских МИ-8 и МИ-24.

Учения "Кавказ-2020" проходили в период с 21 по 26 сентября 2020 года.

Читайте также:

 

0