"Он взлетел": американцы тайно испытали истребитель будущего

216
(обновлено 09:56 19.09.2020)
Полноразмерный прототип американского истребителя шестого поколения впервые поднялся в небо. Как рассказал журналистам помощник главы ВВС по закупкам, технологиям и логистике Уилл Ропер, машину испытывали в условиях строгой секретности.

Никаких подробностей и фотографий с полигона в открытом доступе пока нет. В Пентагоне убеждены: новый самолет оставит всех потенциальных конкурентов далеко позади. Что известно об американской программе "истребителя будущего" — в материале корреспондента РИА Новости Андрея Коца.

Возможный облик

Над амбициозным проектом Penetrating Counter Air ("Преодоление ПВО и борьба с воздушными целями") в США работают с ноября 2016-го. Это часть глобальной программы Next Generation Air Dominance ("Следующее поколение превосходства в воздухе"), предполагающей создание принципиально новой боевой платформы с большой дальностью полета, технологиями малозаметности, высокой маневренностью и возможностью долго действовать на сверхзвуке.

В Пентагоне сообщили, что новая машина, получившая обозначение F-X, в случае войны сможет без дозаправки выполнять боевые задачи вблизи китайских границ, где поблизости нет американских баз, а также сопровождать бомбардировщики вглубь вражеской территории для прорыва ПВО.

Утверждали, что самолет будет полностью невидим для высоко- и низкочастотных радаров и возьмет на борт гораздо больше вооружения, чем истребитель пятого поколения F-22. Аналитики сразу предположили, что перспективный комплекс по размерам не уступит бомбардировщику. Также отмечали, что машина, вероятно, получит лазерное оружие.

В 2018-м Пентагон опубликовал видеоролик с F-X, созданным компьютерным моделированием. Типичный самолет-"невидимка": "бесхвостка" с плавными внешними обводами и минимумом острых граней.

Планер построен по интегральной схеме с высокорасположенным крылом и парой мотогондол под днищем. Силовая установка — два турбореактивных двигателя с плоскими соплами, сокращающими выброс тепловой энергии. Судя по остекленной кабине, Пентагон продемонстрировал пилотируемый вариант, хотя многие эксперты сходятся во мнении, что истребитель шестого поколения должен быть беспилотным.

Построили за год

Будет ли новый самолет похож на концепт из этого ролика, пока тайна за семью печатями. В интервью Defense News Уилл Ропер тщательно подбирал слова, чтобы не сболтнуть лишнего. Однако он не скрывал, что первые испытания перспективной машины произвели сильное впечатление на очевидцев.

"Мы уже построили полномасштабный прототип и осуществили полноценный демонстрационный полет, побили все возможные рекорды, — заявил чиновник. — Готовы приступить к изготовлению самолетов следующего поколения. Я не стану разглашать какие-либо особенности конструкции или реализованные технологии, потому что это сейчас не имеет значения".

Для доведения и тестирования виртуальной модели самолета, постройки полномасштабного прототипа и его подъема в воздух с большинством установленных бортовых систем разработчикам потребовался всего год. Ропер не исключает, что первые серийные истребители передадут ВВС уже в ближайшем будущем.

Вчера, 08:00
В ВВС США рассказали, чем будут воевать с Россией и Китаем
Помощник начальника ВВС США также отметил, что, возможно, единого самолета следующего поколения и вовсе не будет. Новейшие методы цифрового производства и разработки позволяют смоделировать на компьютере весь цикл строительства и испытаний перспективной машины, а значит, серьезно ускорить ее создание.
По мнению чиновника, это позволит ВВС США чаще принимать на вооружение новые самолеты — как в 1950-х, когда Пентагон в течение года закупал шесть истребителей у шести компаний-производителей.
Больше разных самолетов
"Вряд ли разумно строить один тип самолета, — считает Ропер. — Цифровая инженерия открывает широкие возможности для разработки разных вариантов. Главное, обеспечить унификацию всего парка. То есть создать общее вспомогательное оборудование, конфигурации кабины, интерфейсы, единую архитектуру. Пентагон будет постоянно заключать контракты с несколькими поставщиками на перспективные машины, выбирать новую конструкцию примерно каждые восемь лет и запускать ее в производство".

Это решает сразу несколько задач. Во-первых, развитие технологий не стоит на месте, и то, что сегодня — прорыв, завтра уже — обыденность. Непрерывное производство самолетов новых типов позволит реализовывать в них любые новинки оборонного комплекса и всегда иметь на вооружении суперсовременную технику. Во-вторых, сегодня львиная доля бюджета Пентагона уходит на ремонт и модернизацию имеющихся на вооружении самолетов. Расходы на их поддержание в боеготовом состоянии резко возрастают после 15 лет эксплуатации. Ропер полагает, что выгоднее строить менее долговечные самолеты и списывать их по истечении этого срока.

В-третьих, ВВС получат самолеты с разными возможностями. К примеру, один вариант — с лазерным оружием, второй — с гиперзвуковыми ракетами, третий — с самыми современными сенсорами, четвертый — беспилотный. Ропер подчеркнул: постоянное обновление авиапарка даст серьезное преимущество над Россией и Китаем, которые не будут знать, с чем им предстоит иметь дело.

"Только представьте — с перерывом в несколько лет у нас появляются истребители F-200, F-201, F-202, — еще в прошлом году пояснил свою позицию чиновник. — Противнику о них ничего не известно, только то, что они реальны и уже стоят на вооружении. Ему остается лишь гадать, что именно мы бросим в бой, что мы улучшили, чем вооружили новую машину и как ей противостоять".

Другие "шестые"

Германия, Франция и Испания тоже планируют совместно создать самолет по программе Future Combat Air System ("Боевая авиационная система будущего"). Первый полет ожидается не ранее 2040-го. Благодаря системе искусственного интеллекта пилот сможет или вести бой самостоятельно, или управлять из кабины ведомыми беспилотниками.

Великобритания еще в 2018-м представила концептуальную модель истребителя следующего поколения, получившего название Tempest ("Буря"). Первый полет Tempest намечен на середину тридцатых. В этой машине также задействуют искусственный интеллект и принципы глубокого обучения.

Специально разработают оружие на новых физических принципах и двигатель адаптивного цикла с увеличенной тягой, расширенным диапазоном рабочих режимов и сниженным расходом топлива. В 2019-м к программе присоединились шведы и итальянцы.

Работает над истребителем шестого поколения и Россия. В июне 2016-го глава дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Михайлов заявил, что перспективная машина получит гиперзвуковую скорость, сверхманевренность, многофункциональность, стелс-технологии. Известно, что в базовом варианте самолет будет беспилотным, а точнее — опционально пилотируемым. Управлять им можно будет как с земли, так и из кабины.

216

"Россия уже использует": какое оружие не могут освоить американцы

25
(обновлено 16:28 28.10.2020)
Десятки кораблей и подлодок, преодоление систем ПРО, стратегия быстрого глобального удара — Пентагон решил перевооружить на гиперзвуковые ракеты все эскадренные миноносцы класса "Арли Берк".

СУХУМ, 28 окт - Sputnik. Амбициозный проект предполагает переоснащение более семидесяти "вымпелов". Однако не все так просто — ракету пока не довели до ума, а эсминцам требуется глубокая модернизация. О проблемах американского гиперзвука — в материале Николая Протопопова для РИА Новости.

Быстро не получится

По планам Пентагона первыми на гиперзвуковое оружие переведут новые атомные субмарины "Виргиния" и эсминцы "Замволт". Затем — корабли класса "Арли Бёрк", самые массовые ударные "вымпелы" ВМС США.

Трудность в том, что американские гиперзвуковые ракеты из-за габаритов попросту не поместятся в ячейки эсминцев. Кораблям требуется серьезная модернизация: замена пусковых модулей на более вместительные, а также доработка штатных систем управления огнем. Во сколько это обойдется и какое время займет — пока не известно.

Многие надводные корабли ВМС США находятся в неудовлетворительном состоянии, и это признают даже в Пентагоне. Так, сроки службы почти тридцати эсминцев "Арли Бёрк" подходят к концу, а модернизация, на которую потратили уже сотни миллионов долларов, не сильно улучшает ситуацию. Особые сложности возникают с обслуживанием корабельных радаров и поддержанием в рабочем состоянии силовых установок.

Очевидно, что оснащение стремительно устаревающих эсминцев новыми пусковыми установками и гиперзвуковым оружием нецелесообразно. По мнению экспертов, несмотря на громкие заявления Пентагона, эти корабли так и останутся с крылатыми ракетами "Томагавк".

"Быстро переоборудовать столько эсминцев не получится, — отмечает в беседе с РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — Программа, скорее всего, пойдет по двум направлениям: модернизируют только "свежие" "Арли Бёрк", плюс пусковые установки для гиперзвуковых ракет смонтируют на новые корабли. За ценой американцы не постоят — сегодня они готовы потратить любые средства, лишь бы выровнять мировой баланс сил и вернуть доминирующие позиции".

Дорого и сердито

В свою очередь, американские аналитики считают, что для успеха программы перевооружения флота на гиперзвук потребуются либо новые эсминцы, либо ракеты меньших размеров. Первый вариант предпочтительнее, так как с ракетой в Пентагоне вроде бы определились.

"В качестве базовой для флота выбрали тот же проект, что и для сухопутных войск, — Advanced Hypersonic Weapon, — уточняет Леонков. — Двухступенчатая, твердотопливная. Первая ступень — разгонная, вторая — планирующий блок. Ракеты морского базирования собираются устанавливать не только на эсминцы "Арли Бёрк", но и на подводные лодки классов "Огайо" и "Виргиния". Их сейчас модернизируют как раз для этого".

Что касается перспективных носителей гиперзвукового оружия, то в Пентагоне все еще изучают проект корабля нового поколения. Эсминец DDG Next планируется сделать не намного крупнее, чем "Арли Бёрк", но с более вместительными пусковыми установками и усиленным вооружением.
Напомним, американцы уже пытались заменить "Бёрки", но неудачно — технологически продвинутые эсминцы Zumwalt получились чересчур громоздкими и доставили много головной боли военным морякам. Из-за откровенно сырого оборудования и вооружения их надежность и пригодность к эксплуатации оказались очень сомнительными.

Так, через неделю после спуска на воду первого "Замволта" вышла из строя главная силовая установка — корабль "заглох" в Панамском канале и его пришлось буксировать на ближайшую военно-морскую базу для ремонта. Критические проблемы с электрооборудованием выявили и у следующего "вымпела".

При этом по стоимости "Замволты" сравнимы с авианосцами. Каждый эсминец обошелся американскому бюджету примерно в 4,5 миллиарда долларов. В итоге вместо запланированных 32 кораблей Пентагон ограничился всего тремя.

Решение оснастить "Замволты" гиперзвуковым оружием, по всей видимости, связано с тем, что их попросту некуда больше пристроить. Поскольку для службы или боевых действий корабли не годятся, командование рассматривает их как платформу для испытания новых ракет.

В роли догоняющего

Подводные носители — это в первую очередь многоцелевые субмарины "Виргиния". Перевооружить их рассчитывают к 2028-му. Эти подлодки включат в так называемую программу быстрого глобального удара, предусматривающую неядерные точечные удары по любой точке планеты в течение часа. Сухопутные войска получат первые гиперзвуковые комплексы чуть раньше — в 2023-м.

В России же все это уже на вооружении и регулярно обкатывается на учебных стрельбах.

Так, о комплексе стратегического назначения "Авангард" наземного базирования стало известно еще весной 2018-го. Ударная часть — межконтинентальная ракета УР-100Н и планирующий блок, выдерживающий сверхвысокие температуры, — разгоняется в плотных слоях атмосферы до 25 тысяч километров в час. Комплекс запустили в серию два года назад, а первый полк, вооруженный "Авангардом", заступил на боевое дежурство в декабре 2019-го. До конца этого года Минобороны России подготовит в Оренбургской области инфраструктуру еще для двух ракет.

Не отстает и флот. В начале октября Генштаб сообщил об успешном испытательном пуске гиперзвуковой крылатой ракеты "Циркон" с борта фрегата "Адмирал Горшков". Боеприпас развил скорость более восьми Махов (порядка 9,5 тысячи километров в час) и преодолел 450 километров всего за 4,5 минуты. В перспективе ракета сможет уничтожать цели на расстоянии тысячи километров и разгоняться до девяти Махов.

Ожидается, что комплекс примут на вооружение в 2021-м. Им оснастят действующие и строящиеся надводные корабли и подлодки. В частности, на рубеже 2025-2026-го для ВМФ построят два фрегата проекта 22350. Первой субмариной, вооруженной "Цирконом", станет многоцелевая АПЛ "Казань" проекта "Ясень-М". Морякам ее передадут в декабре — сейчас лодка проходит испытания.

Кроме того, Россия располагает гиперзвуковым оружием воздушного базирования "Кинжал". Перехватчики МиГ-31К оснащают такими ракетами с 2017-го. Несколько носителей уже базируются в Южном военном округе, а до 2024-го "Кинжалами" оснастят авиаполк в Красноярском крае. Комплекс уничтожает цели на дальности до двух тысяч километров. Боеголовки могут быть обычными или специальными — с ядерным зарядом.

25

Глава Роспотребнадзора заявила о возможном выпуске четвертой вакцины от COVID-19

53
(обновлено 10:36 28.10.2020)
В рамках форума "Здоровое общество" глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что для получения защиты от коронавируса лучше сделать прививку, а не переболеть COVID-19.

На форуме "Здоровое общество" в пресс-центре МИА "Россия сегодня" глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала о системе здравоохранения в условиях распространения COVID-19.

Российская вакцина в значительной степени государственная, и главные результаты сегодня показывают государственные научные центры, в отличие от других стран, где наука коммерциализирована очень сильно, отметила Попова.

Глава Роспотребнадзора заявила о возможном выпуске четвертой вакцины от COVID-19

"Платформа у института Гамалеи отработанная - они ее взяли и используют. И у них нет коммерческих обязательств по использованию. У института Чумакова есть платформа, много лет они спасают страну и мир своей вакциной против полиомиелита, вакциной против желтой лихорадки. У них есть и производственная площадка", - рассказала глава Роспотребнадзора.

Это новый уровень платформенного решения в вакцинологии - иметь платформы, и теперь на каждый случай возникновения нового патогена у них (научных институтов - ред.) есть выбор.

Это значимость российской науки, которую поддерживает и развивает государство. Данный приоритет был задан заранее стратегическим планированием в стране и развитием научных центров для этой цели.

По мнению Поповой, будет еще и четвертая вакцина от коронавируса, и все эти вакцины используют разные производственные площадки. В РФ есть возможность производить значимое количество вакцины, не "толкаясь" на одной производственной площадке.

53
Темы:
Мировая пандемия коронавируса COVID-19

Экстремальный велоспорт: как абхазские велосипедисты строят фрирайд трассу

0
(обновлено 19:30 28.10.2020)
Семь членов абхазского велосообщества обустраивают трассу для велозаездов на горе Баграта в Сухуме.

19 октября абхазское велосообщество "Ridebike Apsny" приступило к строительству экстремальной велотрассы на горе Баграта. Семь велосипедистов прокладывают фрирайд трассу своими силами, закончить работы планируют к середине ноября. Всего в велосообществе около 50 человек, велосипедисты ведут свой Youtube канал, а также занимаются ремонтом велосипедов.

Смотрите о том, как велосипедисты обустраивают трассу, в видео Sputnik.

Подробнее об этом читайте здесь:

Крути педали: история создания велосообщества в Абхазии>>

0