75 лет ООН: старые проблемы, новые вызовы и глобальные решения - статья Медведева

170
(обновлено 15:30 24.10.2020)
24 октября традиционно празднуется как День Организации Объединенных Наций. В этом году самая авторитетная глобальная организация отмечает 75-летний юбилей.

В этот день RT публикует статью заместителя председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрия Медведева.

Несмотря на все проблемы и кризисы, с которыми сталкивалась ООН и ее государства-члены в эти годы, тяжело спорить с тем, что во многом благодаря международно-правовым и политическим механизмам, заложенным в Уставе организации, удалось не скатиться в пучину третьей мировой войны, разрешить многие острые вопросы послевоенного устройства на планете.

Однако, к сожалению, мы не всегда выносили правильные уроки из проблем, которые принесли нам XX и XXI века. Напомню, что при создании ООН государства-основатели, включая СССР, заложили ее миссию. Она состоит из трех принципов — стремления к стабильному и безопасному миру, продвижения идеи прав человека и построения более справедливого миропорядка.

© Sputnik / Екатерина Штукина
Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев

Но уже на следующий год после создания организации вчерашние союзники по антигитлеровской коалиции, принёсшие свободу народам, оказались по разные стороны баррикад холодной войны, периодически переходящей в горячую. Сейчас невозможно себе представить, что в течение почти 40 лет мы жили в условиях ежедневной угрозы ядерной войны, уничтожения самого человечества.

Структуры ООН сделали очень много для того, чтобы мир отступил от бездны, для того, чтобы заработали механизмы разрешения конфликтных ситуаций в рамках правового поля. Так, одной из важнейших задач ООН является разоружение, сокращение и ликвидация всех запасов оружия массового уничтожения. На площадке Конференции по разоружению, учреждённой в 1978 году решением первой Спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН, был разработан и принят ряд основополагающих международных соглашений, направленных на обеспечение безопасности народов, смягчение международной напряжённости и укрепление доверия между государствами в сфере обращения с ядерным оружием. Особую роль в этом процессе сыграл СССР.

Иран превысил допустимый ядерной сделкой уровень обогащения урана>>

Сегодня нам нужно незамедлительно продолжить работу по этому направлению. Рассчитываем, что в Совете Безопасности ООН состоится предложенный Россией очный саммит стран "ядерной пятерки" для обсуждения острейших проблем человечества. Оперативного решения также требует вопрос о продлении Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Позиции по продлению действия этого важнейшего документа нами также сформулированы.

США готовы разрушить ООН, Россия намерена ее спасти>>

Вместе с тем необходимо не только обеспечивать сокращение уже существующего вооружения, но и минимизировать риски возникновения новых угроз. В этом ключе Россия объявила мораторий на развёртывание новых ракетных систем в Европе и других регионах. Рассчитываем на встречные шаги наших западных партнёров. Также выступаем за заключение юридически обязательного соглашения всех космических держав о всеобъемлющем запрете на милитаризацию космоса. Целесообразность реализации такого подхода подтверждена Генеральной Ассамблеей ООН посредством одобрения предложенных Россией резолюций о предотвращении гонки вооружений в космосе и использовании его пространства в соответствии с международным правом.

К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия по поддержанию мира, мы по-прежнему остаёмся свидетелями односторонних агрессивных действий, грубых попыток вмешательства во внутренние дела суверенных государств, предпринимаемых, в частности, США и их союзниками, входящими в блок НАТО.  Во многих точках мира продолжают тлеть очаги вооружённого противостояния, каждый день гибнут люди. И, как правило, только согласованная правовая оценка той или иной ситуации со стороны Совета Безопасности ООН позволяет понять, кто прав, а кто виноват, кто агрессор, а кто жертва агрессии.

В противном случае в условиях информационных вбросов, фальсификации фактов, методов гибридной войны есть риск, что черное будет выдаваться за белое, неправовое станет законным, правду спрячут за красивой телевизионной картинкой или постами в социальных сетях.

В этой связи принципиальное значение приобретает обеспечение безопасности в глобальном информационном пространстве. Архитектура международной кибербезопасности должна отвечать не только современным вызовам, но и учитывать перспективы технологического прогресса.

Эксперт: США – основной пользователь кибератак и идеологического воздействия в интернете>>

Развитие "цифры", к сожалению, неизбежно влечет и рост числа преступлений в информационной среде (которые, отметим, стали гораздо более распространены в период пандемии нового коронавируса). Россия неоднократно призывала мировое сообщество договориться о новых механизмах противодействия киберпреступности и обеспечения стабильности информационной среды.

Ранее на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН подавляющим большинством голосов была принята российская резолюция, которая в том числе создала переговорный механизм для решения проблем международной информационной безопасности. Данная резолюция необходима с учетом того, что вызовы трансграничного характера могут быть эффективно урегулированы только при активном участии всего международного сообщества. Структуры ООН могут выступить площадкой для принятия универсального международного договора, базирующегося на общепризнанных принципах и нормах международного права и отвечающего общим интересам в информационной сфере. Такой инструмент должен способствовать поддержанию международного мира и безопасности и не допускать использования технологий в целях, не согласующихся с международным правом.

Никакие другие международные организации, а тем более военные альянсы, не могут поколебать монополию уставных органов ООН на выражение воли мирового сообщества. Размывание ответственности за глобальную безопасность, попытки различных организаций и отдельных держав расклеивать ярлыки на государства и правительства, вершить судьбы мира неизбежно отбросят нас на десятилетия назад.

Продолжает повторяться типичный сценарий незаконного вмешательства во внутренние дела государств: насаждение раскола в обществе, поддержка и вооружение оппозиции для свержения действующего правительства с формальной ссылкой на демократические ценности. В 2003 году международная коалиция во главе с США, включавшая ряд стран НАТО, вторглась в Ирак.

Под предлогом борьбы с международным терроризмом и поиска оружия массового уничтожения был свергнут и казнен законный президент страны Саддам Хусейн, разрушено "авторитарное государство" и создано "истинно демократическое".  Что получилось из этого — всем известно. Другой пример — с 2012 года США в сотрудничестве со странами НАТО предоставляли тайную военную поддержку повстанцам в Сирии. Это привело лишь к масштабному кровопролитию и внутреннему кризису в этой стране.

Также вызывают особую насторожённость попытки подорвать роль ООН и создать вместо неё некое "сообщество (клуб) демократических наций". Такого рода идеи не объединяют, а разделяют человечество, способствуют нагнетанию международной напряженности и в конечном счете ведут к прямым конфликтам. ООН же создавалась на фоне развития концепции прав человека, придания гуманистической направленности сотрудничеству государств в самых разных сферах.

Идеи прав человека пронизывают сегодня почти все темы, находящиеся в фокусе внимания структур ООН: от экологии и защиты персональных данных до кибербезопасности и биотехнологий. Сегодня в правовой системе каждого государства отражены запреты дискриминации, пыток, бесчеловечного отношения, произвольного вторжения в личную жизнь.

Всеобщая декларация прав человека вместе с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах являются фундаментом международного признания и закрепления прав человека. Поощрение и защита содержащихся в указанных документах прав являются руководящим принципом работы ООН.

Как сказал один из разработчиков Всеобщей декларации прав человека, лауреат Нобелевской премии Рене Кассен: "… характерной чертой Декларации является ее универсальность: она распространяется на всех людей без какой-либо дискриминации; она также применяется на всех территориях независимо от их экономического или политического режима".

Помимо признания, первостепенно важно обеспечить должный баланс различных категорий прав человека. Именно поэтому в ходе разработки Всеобщей декларации Советский Союз указывал на необходимость закрепления широкого перечня социальных и экономических прав. Данный тезис находит свое очевидное подтверждение и сегодня. Нынешний мировой экономический спад, вызванный глобальной пандемией, заставляет государства переосмыслить ценностные ориентиры и расставить приоритеты в пользу защиты жизни и здоровья людей, прав человека, гарантирующих достойное и безопасное существование.

Эпидемия COVID-19 отчетливо показала, что сами по себе политические свободы не могут спасти жизни людей. Для этого нужны эффективная и доступная система медицинской помощи и социальной защиты, общегосударственные программы обеспечения санитарной безопасности, предельная координация усилий всех уровней публичной власти. Именно сильные государства, способные быстро мобилизовать экономику и политические институты для противодействия пандемии, успешно справились с её последствиями, сохранили миллионы жизней.

Подход, ставящий во главу угла защиту прав человека, оправдан с учетом того, что первые послевоенные десятилетия прошли под девизом "Никогда снова" (Never Again). Цивилизованные народы, от имени которых и была создана ООН, как и другие международные организации, возникшие в конце 1940-х — 1950-е годы, были призваны не допустить повторения ужасов Второй мировой войны, геноцида, военных преступлений, попрания основополагающих прав и свобод человека, унижения достоинства личности.

Иранская ядерная сделка: детали и факты>>

И путь к достижению этой цели виделся прежде всего в максимально возможном ограничении участия государства в социальном развитии, абсолютизации личной, индивидуальной свободы, непрерывном расширении перечня субъективных прав, часто в ущерб общественным интересам. Одновременно именно на национальные государства в рамках так называемых "позитивных обязательств" возлагаются всё более существенные обязанности не просто по воздержанию от нарушения прав конкретного человека, но по обеспечению их соблюдения, гарантированию "надлежащего" государственного управления (good governance).

Опасения возрождения тоталитарных "супергосударств", каким была фашистская Германия, заставили правительства многих стран (прежде всего европейских) после окончания Второй мировой войны пойти на существенное ограничение собственного национального суверенитета, делегирование полномочий на надгосударственный уровень. Этот опыт получился весьма различным.

При этом нельзя забывать о трех обстоятельствах.

Во-первых, слабое государство не может обеспечить права своих граждан, защититься от глобальных угроз. Сам пример драматического перерождения Веймарской республики в Третий рейх отчетливо показал, что предоставление широких демократических свобод, не обеспеченное экономическим ростом, заботой о гражданах, способностью государства реально противостоять экстремистским проявлениям, неминуемо ведет к маргинализации политической повестки, разгулу преступности, беззащитности демократических институтов и, как следствие, угрозе развала государства либо скатывания к диктатуре.

К сожалению, и Россия два раза за предшествующее столетие (в 1917 и 1991 годах) стояла на пороге анархии и распада государства. И оба раза развал страны сопровождался лозунгами о всеобщей свободе и демократии. И сегодня мы видим примеры "несостоявшихся государств" (failed states), не способных построить стабильную политическую систему, обеспечить своим гражданам уверенность в завтрашнем дне (в том числе и на постсоветском пространстве).

Во-вторых, для стабильного развития человечества мало плюрализма и неограниченной свободы слова. Как в 1945 году, так и сегодня миллионы людей не только в развивающихся странах, но и странах с экономикой, считающейся развитой, живут за чертой бедности, не могут удовлетворить базовые потребности для себя и своей семьи, чувствуют себя изгоями, оторванными от достижений современной цивилизации.

Движение Black Lives Matter, захлестнувшее западные страны в 2020 году, отчетливо продемонстрировало глобальный неудовлетворенный запрос на справедливое мироустройство, на преодоление разрыва между богатыми и бедными, на доступ к необходимой медицинской помощи, современному образованию, достойному заработку независимо от цвета кожи или социального статуса. Пандемия COVID-19 в десятках стран оголила проблемы, связанные с неравенством. Многие люди были брошены на произвол судьбы.

Указанные обстоятельства подтверждают, что социальную справедливость невозможно восстановить только развитием рыночной экономики без вмешательства государства (согласно концепции Laissez-faire) или щедрыми, но разовыми благотворительными проектами. Для этого необходимы рука государства, осмысленная бюджетная политика, ответственное и стабильное правительство, понимание долгосрочных целей социально-экономического развития. От государств требуются решительные шаги по адаптации национальных экономических и политических систем к современным вызовам.

Ключевая миссия государства сегодня — дать возможность каждому гражданину почувствовать себя полноценным членом общества, предоставить равные возможности для самореализации, сформировать у людей чувства собственного достоинства и уверенности в завтрашнем дне. Технологии стремительно меняются, но человек остаётся таким же, каким был десятки, сотни и даже тысячи лет назад. В центре его интересов всегда семья, близкие, мечты о лучшем будущем для своих детей, желание быть услышанным и понятым окружающими.

Глобальная закулиса о будущем мире>>

Тотальное запугивание, искусственное создание образа неприятеля, нагнетание истерии в СМИ и социальных медиа — чрезвычайно опасное явление, которому должны противостоять в том числе структуры ООН. Сотни лет народы наших стран жили в страхе перед врагом, перед неизбежной угрозой войны. Но на страхе и недоверии нельзя построить стабильный мир. На место страху должна наконец прийти надежда. Еще в 1953 году второй Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд сказал: "Чтобы построить для человека мир без страха, мы должны быть без страха. Чтобы построить справедливый мир, мы должны быть справедливыми".

В-третьих, ни одна из глобальных проблем не может быть решена без восстановления верховенства международного права, основанного на согласованной воле государств. Основным источником международного права остается международный договор, подписанный и ратифицированный суверенными государствами. Именно к этой категории источников относится и Устав ООН. Нормы международного права могут черпать свою легитимность только в предусмотренных национальными конституциями демократических процедурах, ясно выраженной воле наций на присоединение к тем или иным международным документам.  

Следование этим подходам, сохранение уникальной архитектуры ООН, учет интересов и уважение национальных особенностей друг друга как никогда необходимы сегодня. При этом искреннее стремление к сотрудничеству и взаимопомощи, солидарность будут способствовать достижению целей, предусмотренных в Уставе ООН. В связи со взрывом в Бейруте в августе 2020 года в Ливан незамедлительно прибыли российские спасатели для оказания помощи пострадавшим.

Валдайский клуб: как COVID-19 будет влиять на мир ближайшие 25 лет>>

Во время пандемии Россия оказывала широкомасштабную поддержку Венесуэле, Ирану и ряду других стран, предоставляя медицинское оборудование и средства индивидуальной защиты. Российские военнослужащие были задействованы в оказании медицинской помощи в Италии, гуманитарные мероприятия продолжаются в Сирии. Выступая на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент России Владимир Путин предложил всем сотрудникам ООН бесплатно получить российскую вакцину от коронавируса "Спутник V".

В условиях продолжающейся мировой эпидемии необходимо обеспечить беспрепятственные поставки продовольствия, оборудования и технологий на наиболее пострадавшие территории. Россия последовательно выступает с предложениями о всеобщем отказе от применения торговых и финансовых рестрикций к гуманитарным поставкам. Никакие политические соображения не могут мешать сотрудничеству для спасения жизней.

Нельзя забывать, что ООН создавалась как организация, которая должна искать решения самых острых глобальных проблем, стоять на страже интересов мира и безопасности. Она призвана избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права человека, обеспечить соблюдение норм международного права и улучшить условия жизни людей. В конечном счете, для достижения этих высоких идеалов и была создана Организация Объединенных Наций.

170

Депутат Госдумы призвал Запад подумать о своих военных базах прежде чем упрекать Россию

57
К 13-й годовщине августовских событий 2008 года США, Великобритания, Франция, Эстония, Ирландия, Норвегия и Албания распространили заявление с призывом к России отозвать признание Абхазии и Южной Осетии.

СУХУМ, 5 авг – Sputnik. Россия помогает обеспечивать безопасность двум государствам – Абхазии и Южной Осетии, а странам, которые призывают РФ вывести оттуда своих военных стоит самим задуматься об этом в отношении своих баз на территориях удаленных от этих стран, заявил РИА Новости глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.

Семь западных стран 4 августа призвали Россию отменить решение о признании Южной Осетии и Абхазии и вывести с территории обеих республик свои вооруженные силы. Западные оппоненты утверждают, что своими действиями Россия нарушает территориальную целостность Грузии.

"Мы помогаем обеспечивать безопасность двум государствам (Абхазии и Южной Осетии). Пусть лучше англичане, которые захватили на Кипре землю, присвоили ее себе и разместили на ней военную базу (военные базы Акротири и Декелия на острове Кипр образуют заморскую территорию Великобритании), подумают об этом", - заявил Калашников.

Он отметил, что Россия обеспечивает безопасность тех государств, которые "определились, но существует опасность того, что их могут уничтожить, это может сделать то государство, которому они не доверяют".

Заявление США, Великобритании, Франции, Эстонии, Ирландии, Норвегии и Албании было распространено в Совете безопасности ООН и приурочено к 13-й годовщине августовских событий 2008 года, когда Москва отразила вооруженную агрессию Тбилиси против Южной Осетии, после чего признала обе закавказские республики, бывшие в советское время автономиями в составе Грузии.

57

Эксперт о призывах Запада отозвать признание Абхазии: носят ритуальный характер

956
(обновлено 18:38 05.08.2021)
Семь западных стран призвали Россию отозвать независимость Абхазии и Южной Осетии. Что за этим стоит, что на это ответит Россия, рассказал в эфире радио Sputnik политолог и общественный деятель, гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Беседу провела Мария Крузе

Sputnik

– Насколько состоятельным можно считать это требование с точки зрения международного права?

– В международном праве существуют прецеденты, когда страны отзывали признание. В общем этот процесс происходит и сегодня. Например, в Европе, да и не только в Европе идет борьба в отношении статуса Косово. Те страны, которые ранее признали независимость Косово, сейчас обсуждают возможность отзыва своего признания. По разным причинам существует давление от сербских диаспор, существуют различные политические мотиваций. Но в принципе практика отзыва признания в мире существует. Теоретически можно было бы предположить, что Россия могла бы по этому пути пойти. Но политически такой шаг для российского руководства неприемлем. По всей видимости, наши западные партнеры это понимают. Поэтому призывы отозвать признание Абхазии и Южной Осетии, скорее всего, носят ритуальный характер. В общем-то они делаются не впервые. Такие предложения мы слышали на протяжении последних 12 лет неоднократно. 

– Но возможно ли, что за этим ритуальным заявлением последуют какие-то конкретные шаги, например, как повод еще раз надавить на Россию, ввести дополнительные санкции? 

– Теоретически и это тоже возможно. Но здесь, наверное, для того, чтобы ввести какие-то санкции потребуется повод. Может быть, подписание каких-то новых соглашений между Россией и этими странами, или вывод нашего сотрудничества на принципиально новый уровень, скажем, расширение российского военного присутствия на территории Абхазии и Южной Осетии. В общем-то все санкции, связанные с фактом признания, уже состоялись. В этом смысле статус-кво не сильно изменился. Я не вижу оснований для введения новых санкции. 

– Подписавшиеся под этим заявлением Эстония, Франция, Латвия, Ирландия, Норвегия, Великобритания и США. Почему именно эти страны в такой конфигурации?

– Конфигурация, наверное, в чем-то является произвольной. То есть я уверен, что целый ряд западных стран могли бы присоединиться к этому требованию. Возможно, здесь есть вопросы процедурного характера. Ну сложилась именно данная коалиция. Но, конечно, для нас важно прежде всего присутствие в этом списке ведущих западных держав, таких, как Соединенные Штаты. Поскольку это определяет позицию Соединенных Штатов по отношению к ситуации в регионе Южного Кавказа.

– Стоит ли в этой связи ожидать ухудшения отношений между этими странами и Россией? 

– Мне кажется, что какого-то обвального ухудшения отношений именно в связи с ситуацией в регионе Южного Кавказа, скорее всего, не произойдет. Российская позиция известна, эта позиция не менялась на протяжении последних 13 лет. Поэтому едва ли то обстоятельство, что Россия не пойдет на отзыв своего признания, каким-то образом радикально изменит отношение к нам со стороны западных стран. Но эта позиция, которая еще раз была артикулирована нашими западными партнерами, еще раз подтверждает, что политическое руководство этих стран не признает субъектности ни Абхазии, ни Южной Осетии. То есть они обращаются к Москве через головы руководства этих стран, исходя из того, что в общем ни Абхазия, ни Южная Осетия не являются независимыми игроками и что они фактически имеют статус оккупированных территорий. И вот в этом я и вижу главную проблему.

Потому что, если речь идет о восстановлении какого-то сотрудничества между Абхазией, Южной Осетией с одной стороны и Грузией с другой, в общем-то, мне кажется было бы полезно для всех участников международных отношений в регионе Южного Кавказа, то конечно, было бы неплохо, если бы апеллировали не только к Москве, но и соответственно к Сухуму и Цхинвалу. Однако мы видим, что этого не происходит. То есть здесь Запад занимает такую же позицию, какую занимает Киев в отношении Донецкой и Луганской народных республик: "Мы не будем с вами иметь дело, поскольку вы марионетки Москвы, и мы будем общаться только с вашими хозяевами". Вот это, мне кажется, ошибочная позиция, поскольку все-таки за 13 лет независимости сформировались какие-то институты относительно устойчивой элиты. Конечно, было бы неплохо, если бы диалог с Москвой дополнялся какой-то формой диалога с этими территориями, если даже не признавать их в качестве самостоятельных государств. 

– Первого августа Парламент Грузии принял документ, в котором говорится о так называемой оккупации ряда грузинских районов и якобы эту оккупацию осуществляет Россия. Должна ли Москва реагировать на принятие такого документа?

– Мне кажется, что мы должны снова разъяснять свою позицию по этим вопросам. Делать особый акцент на то, что наша позиция не обязательно противоречит грузинским интересам. Но мы призываем Тбилиси вступить в откровенный, наверное, очень трудный диалог, возможно даже фрустрирующий многих грузинских политиков с руководством Абхазии и Южной Осетии. Только на этом пути можно сдвинуть ситуацию с мертвой точки. При этом, конечно, все должны понимать, что прогресс будет медленным. И с обеих сторон накопились самые различные препятствия для этого диалога, но тем не менее диалог надо вести. 

956

Более 120 новых случаев COVID-19 и три смерти зафиксированы в Абхазии за сутки

406
Общее число выявленных случаев заражения коронавирусом в Абхазии на сегодняшний день достигло 22770. Выздоровели 18205 человек, зарегистрировано 323 смертей.

СУХУМ, 5 авг - Sputnik. Тестирование на коронавирусную инфекцию провели еще у 446 человек, диагноз COVID-19 подтвердился у 128 из них, сообщает Оперштаб по защите населения от коронавируса.

В Гудаутском ковидном госпитале произошло еще три летальных случая скончались две женщины 76 и 80 лет, а также мужчина 83 лет.

© Sputnik / Леон Гуния
COVID - 19 в Абхазии

Сейчас в Гудаутской ЦРБ стационарное лечение проходят 176 пациентов, в тяжелом состоянии 42 человека, состояние здоровья 68 пациентов – средней степени тяжести. В Сухумской инфекционной больнице 41 пациент, 18 человек в тяжелом состоянии здоровья, в Очамчырской ЦРБ - 23, в Гагрской ЦРБ – 40, в Ткуарчалской ЦРБ – 13 пациентов.

Оперативный штаб по защите населения от коронавирусной инфекции призывает граждан Абхазии соблюдать все необходимые меры предосторожности, чтобы избежать заражения.

406
Темы:
Ситуация с коронавирусом в Абхазии