Новый штамм коронавируса в Великобритании: откуда он взялся, чем опасен

(обновлено 08:33 22.12.2020)
В Великобритании резко повысилась заболеваемость COVID-19. Ученые подозревают, что дело в новой, более заразной линии VUI-202012/01, где накопилось очень много мутаций.

СУХУМ, 22 дек - Sputnik. Правительство Великобритании приняло экстренные меры, по сути, введя локдаун в наиболее пострадавших регионах. Более 20 стран прекратили авиасообщение с королевством. Насколько опасен новый штамм, читайте в материале Татьяны Пичугиной для РИА Новости.

Очень много мутаций

Осенью ученые зафиксировали возникновение новой генетической линии коронавируса SARS-CoV-2 — B.1.1.7 (VUI-202012/01). В ней необычайно много мутаций, особенно в гене, кодирующем спайк-белок (S), с помощью которого вирус проникает в клетку. Особенно важны три мутации.

• Мутация N501Y — замена одного нуклеотида (аспарагина, N) на другой (тирозин, Y) в позиции 501 участка, отвечающего за связь с рецептором ACE2 на мембране клетки человека и мышей. Возможно, это усиливает связь, а значит, и заразность коронавируса. Эту мутацию обнаружили при анализе геномов в базе данных GISAID, куда грузят все расшифрованные варианты коронавируса. В апреле — в Бразилии, июне — июле — в Австралии и США.
  • Делеция (удаление) шести оснований в гене, кодирующем аминокислоты 69 и 70. Это влияет на способность вируса уклоняться от иммунного ответа организма. Эта мутация иногда идет в паре с N501Y.
  • Мутация P681H на участке, контролирующем расщепление фермента фурина.

Всего в геномах линии B.1.1.7 обнаружили 14 мутаций, меняющих белковую последовательность, три делеции и еще шесть молчащих мутаций, которые ничего не меняют.

В Великобритании эту линию впервые выделили из образцов коронавируса, собранных 20 сентября в графстве Кент и 21 сентября в Лондоне, пишут авторы исследования в предварительном отчете от имени геномного консорциума по COVID-19 — CoG-UK. К 15 декабря расшифровали 1623 принадлежащих ей генома.

Изменения в этой линии накапливаются с высокой скоростью — одно-два в месяц. Это может указывать на приспособление вируса к новым условиям, осторожно отмечают ученые. И задаются вопросом: какие эволюционные процессы или давление отбора породили новую ветвь? Есть версия, что она возникла в организме хронически больных COVID-19. Это люди с иммунодефицитом или прошедшие иммуноподавляющую терапию, они остаются инфицированными SARS-CoV-2 по два-четыре месяца и дольше. Их лечат сильными препаратами — ремдесивиром, плазмой с антителами. После такой терапии геном вируса очень быстро накапливает мутации и делеции.

Хронически больных COVID-19 крайне мало, передача от них вируса еще более редка, однако исключать такую возможность не следует, полагают авторы отчета. Как бы то ни было, причину возникновения линии B.1.1.7 пока не установили.

Чего ждать от нового штамма

Заразность линии B.1.1.7 на 71 процент больше, говорится в отчете комиссии, занимающейся новыми респираторными вирусами (NERVTAG). Индекс репродукции коронавирусной инфекции в Великобритании вырос на 0,39-0,93. Но нужно уточнить летальность, пока это четыре погибших на тысячу.

"Новый вариант SARS-CoV-2 может стать причиной беспокойства, и это повод быть бдительными", — цитирует британский Science Media Center доктора Стефена Гриффина, доцента Школы медицины в Университете Лидса. Ученые критикуют правительство за недостаточно решительные меры по сдерживанию эпидемии. Это могло способствовать возникновению нового штамма.

В целом научное сообщество настроено оптимистично, поскольку массовое вакцинирование уже началось.

"Распространение нового варианта связывают с увеличением числа госпитализаций в Кенте и Лондоне, однако в данный момент нельзя говорить, что он вызывает другую болезнь", — подчеркивает Петер Опеншоу из лондонского Империал-колледжа.

Джеффри Баррет, директор геномного проекта по SARS-CoV-2 Института Сингера полагает, что мутация P681H приходится на ту часть гена спайк-белка, которая важна для ПЦР-тестов. Из-за этого некоторые анализы могут быть отрицательными. Однако в таких тестах сейчас используются одновременно три региона-мишени, что страхует как раз от мутаций.

"Не вижу серьезного повода для беспокойства", — написал в фейсбуке Симон Мацкеплишвили, заместитель директора по научной работе Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени М. В. Ломоносова. По его словам, "разработаны эффективные схемы и протоколы лечения COVID-19 вне зависимости от генома коронавируса".

Сомневаться в эффективности вакцины не нужно, подтверждает Александр Гинцбург, директор Центра имени Гамалеи, разработавшего "Спутник V".

"ЭпиВакКорона" от ГНЦ "Вектор" действует против генетически разнородных штаммов коронавируса и на разные антигены, в этом ее преимущество, сообщают в Роспотребнадзоре.

По мнению заместителя директора по научной работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александра Горелова, которого цитируют СМИ, обсуждаемая мутация носит нейтральный характер.

Между тем в ближайшее время ученым предстоит понять, почему заразность нового варианта вируса усилилась, оценить возрастное распределение инфицированных этим штаммом и смертность, установить, не изменятся ли антигены — те участки, на которые вырабатывается иммунный ответ.

Мировая пандемия коронавируса COVID-19 (963)

Минфин России предложил изменить порог ввоза товаров при повторном въезде в ЕАЭС

(обновлено 13:33 21.01.2021)
Правила въезда в ЕАЭС действуют и на российско-абхазской границе. Согласно решению Евразийской экономической комиссии, из Абхазии в Россию одному человеку разрешено вывозить не больше 25 килограммов сельхозпродукции без оформления декларации.

СУХУМ, 21 янв - Sputnik. Минфин России предложил с 1 июля снизить беспошлинный порог ввоза товаров для личных целей при повторном въезде в ЕАЭС в течение месяца - до 50 евро и 10 килограммов, проект соответствующего решения совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Об этом сообщает РИА Новости.

С 1 января 2019 года нормы, в пределах которых товары для личного пользования могут ввозиться физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже без уплаты таможенных платежей, составляют 500 евро и 25 килограммов. Согласно документу, Минфин предлагает сохранить эту норму для первого въезда в течение месяца, а для второго и последующих снизить.

"С 1 июля 2021 года – стоимость не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес не превышает 25 килограммов одним физическим лицом один раз в течение ‎одного календарного месяца; стоимость не превышает сумму, эквивалентную 50 евро, и (или) вес не превышает 10 килограммов при втором и последующем случаях ввоза товаров одним физическим лицом в течение одного календарного месяца", - говорится в документе.

Правила въезда в ЕАЭС действуют и на российско-абхазской границе. Без оформления декларации можно провозить не более 25 килограммов сельхозпродукции. В случае превышения установленных значений потребуется заплатить пошлину в размере 30% от стоимости товара, но не менее четырех евро за килограмм веса в части превышения стоимостной и/или весовой нормы. К тому же при ввозе цитрусовых свыше пяти килограммов обязательно наличие фитосанитарного сертификата.

Финская компания Nokia

Nokia выпустит бюджетный смартфон за восемь тысяч рублей

(обновлено 12:05 21.01.2021)
Новый смартфон представят на рынке в ближайшее время.

СУХУМ, 21 янв - Sputnik. Финский производитель электроники готовит сверхбюджетный смартфон Nokia 1.4, который будет отличаться скромными характеристиками, сообщает РИА Новости со ссылкой на инсайдеров MySmartPrice.

Новый смартфон Nokia 1.4 заменит прошлогодний Nokia 1.3 и получит большой дисплей с разрешением HD+, а также неназванный четырехъядерный процессор. В Nokia 1.4 предусмотрено 1 ГБ оперативной и 16 ГБ постоянной памяти. Смартфону обещают аккумулятор на 4000 мАч и двойную заднюю камеру.

Сообщается, что гаджет будет работать под управлением упрощенного Android Go Edition. Смартфон представят в ближайшее время. Ожидается, что Nokia 1.4 будет предлагаться по цене до 100 евро (чуть больше 8 000 рублей по текущему курсу).

Такие обстоятельства: Ласурия о премии от журнала "Наш современник"

(обновлено 13:34 21.01.2021)
О том, как шла работа над переводом поэмы Мушни Ласурия "Молитва" на русский язык, и что для Народного поэта Абхазии означает премия от журнала "Наш современник", в эфире радио Sputnik рассказал, классик абхазской литературы Мушни Ласурия.

По творческим итогам 2020 года редакция журнала "Наш современник" присудила несколько именных премий писателям чьи произведения были опубликованы в разных номерах издания. В номинации за многолетнее служение русской культуре премию имени крупного русского литературоведа Вадима Кожинова присуждена Народному поэту Абхазии Мушни Ласурия за поэму "Молитва".

Такие обстоятельства: Ласурия о премии от журнала "Наш современник"

"В советском союзе была практика, переводили с подстрочников. Подстрочник дело великое. Литература народов совестного союза благодаря подстрочнику была широко представлена на русском языке, затем с русского на другие языки переводились базируюсь на подстрочнике этих переводов. Синельников (прим.- Михаил Синельников) мой старый друг. Мы с ним сотрудничаем около 40 лет. Он является переводчиком моей поэмы "Золотое руно", и последний перевод из книги "Звезда рассвета" – поэма "Молитва".  Это религиозное, философское мое произведение. Большие отрывки были опубликованы на страницах журнала. Он великий мастер, я других таких и не знаю. Советская переводческая школа выпустила великих мастеров перевода. Из оставшихся на сегодняшний день наиболее известные - Синельников и Ванханен. Их переводы награждены самыми высокими премиями", - отметил Ласурия.

Более подробную беседу слушайте в аудиофайле.