Бессмертные клетки Генриетты: кто помог раскрыть тайну коронавируса

Образцы, давшие начало клеточной линии, взяли в США ровно семьдесят лет назад у больной раком женщины Генриетты Лакс.

СУХУМ, 8 фев - Sputnik. Разработка вакцины от полиомиелита, выявление связи рака с вирусом папилломы человека, открытие механизма проникновения SARS-CoV-2 в клетку — всем этим мы обязаны культуре клеток HeLa, широко применяемой в лабораториях по всему миру. Читайте в материале Татьяны Пичугиной для РИА Новости.

Имя засекречено

В феврале 1951 года в клинику Джонса Хопкинса обратилась молодая женщина — Генриетта Лакс. Ее беспокоили кровянистые выделения в дни отсутствия месячных. При осмотре врач обнаружил 23-сантиметровую опухоль шейки матки. Ничего подобно он раньше не видел. Биопсия показала, что это рак — эпидермальная карцинома.

Джордж Джей, руководитель лаборатории исследования клеток тканей при клинике Хопкинса, давно искал подходящую модель, на которой можно испытывать лекарства от рака. При повторном визите Генриетты он взял образцы опухоли для исследования, не уведомив пациентку, что было обычно в те времена.

Джей размножил опухолевые клетки из образца и увидел: колония живет и развивается. Выделив одну клетку, ученый дал начало первой линии, которая могла бесконечно расти в лаборатории и служить моделью для разных экспериментов. Он назвал ее HeLa, зашифровав первые буквы имени Генриетты Лакс.

По иронии судьбы 4 октября 1951 года, в день, когда Джордж Джей показал на телевидении клеточную линию HeLa, Генриетта Лакс скончалась в больнице. Ей шел тридцать второй год. Дома в городе Тернер в Южной Вирджинии, где она работала на табачном поле, остались муж и пятеро детей. А ее клетки живут и поныне. Они очень неприхотливы и устойчивы, переносят длительную заморозку и консервацию. Сейчас их культивируют в тысячах лабораторий.

Причину аномальности HeLa поняли гораздо позже. В 1961 году американский ученый Леонард Хейфлик показал, что в лабораторных условиях обычные здоровые клетки человека начинают стареть примерно через 50 делений, а затем погибают.

Количество делений зависит от длины окончаний хромосом — теломеров: чем старше организм, тем они короче. Ограничение на число делений называют пределом Хейфлика. Преодолеть его для обычных клеток на искусственной питательной среде не удается до сих пор. У раковых же клеток этот предел отсутствует.

Противоречия вокруг HeLa

Спустя десяток лет после создания линии HeLa выяснилось, что клетки могут заражать другие колонии, перемещаясь по воздуху или, например, на грязных руках. В те годы еще не выработали стандарты стерильности, что приводило к многочисленным ошибкам в экспериментах.

В 1970-е появились вопросы и к их генетической чистоте. Ученым пришлось разыскать семью Генриетты и взять образцы у потомков, чтобы составить карту генов. Родственники были поражены, что клетки до сих пор живы, — и смущены тем, что их взяли без ее согласия.

В 1976 году в журнале Rolling Stone вышла статья с историей Генриетты Лакс. Тогда впервые широкая общественность узнала имя человека, чьи клетки дали начало бессмертной линии HeLa. Это породило этическую дилемму, особенно с учетом того, что женщина была афроамериканкой.

Этический вопрос вновь всколыхнул научный мир в 2010-м, после выхода книги "Бессмертные клетки Генриетты Лакс" американской журналистки Ребекки Склут, где история описана с точки зрения членов ее семьи.

В 2013-м ученые расшифровали геном киотской версии линии HeLa для проекта ENCODE. Вместо 46 хромосом, как в обычных клетках, в них обнаружили лишние копии — всего от 76 до 80 хромосом, большинство сильно измененных. Многие гены в них тоже многократно дублированы, иногда по пять-шесть раз. Было ли так в самом первом образце, сейчас сказать невозможно. Но это могло послужить причиной агрессивного рака у Лакс.

Тогда же авторы отозвали статьи с расшифровками генома HeLa из соображений приватности. Национальные институты здоровья США пришли к соглашению: геном будут хранить в базе данных под контролем рабочей группы, куда войдут и родственники Генриетты. Чтобы использовать клетки, нужно согласиться с условиями семьи Лакс и, кроме того, упоминать ее в научных публикациях.

Открытия одно за другим

Клеточная линия HeLa позволила стандартизировать научные исследования, сравнивать между собой результаты разных экспериментов. Открытия не заставили себя ждать.

В 1953 году выяснилось, что HeLa хорошо заражаются тремя вирусами полиомиелита. Это помогло разработать инактивированную вакцину — американский вирусолог Джонас Солк тестировал ее именно на клетках HeLa. Впоследствии препарат применяли во всем мире.

В 1960-е HeLa участвовали в космических экспериментах на советских аппаратах "Восток". В начале нулевых их отправили на станцию "Мир", чтобы изучить повреждение генома космической радиацией.

В 1984 году ученые из Германии обнаружили в нескольких раковых линиях, включая HeLa, вирус папилломы человека — HPV18. И выдвинули версию, что клетки переродились именно из-за этой инфекции. За доказательство гипотезы в 2008-м руководитель исследований Харальд цур Хаузен получил Нобелевскую премию. Сейчас известно, что этот вирус в ответе за большинство случаев рака шейки матки.

В самом начале эпидемии COVID-19 ученые пытались понять, как коронавирус проникает в клетки, обманывая мембранную защиту.

Для этого использовали различные линии, в том числе HeLa. Было известно, что SARS-CoV, "старший брат" SARS-CoV-2, цепляется к рецептору ACE2 на мембране и входит в нее. Возможно, такой же механизм работает и с новым коронавирусом. Выяснилось, однако, что SARS-CoV-2 плохо заражает HeLa, поскольку синтезирует мало рецептора. Тогда китайские ученые изменили геном так, что клетки стали выделять на поверхности полноразмерный белок ACE2 и впускать с его помощью вирус. Так исследователи доказали, что это и есть входные ворота для инфекции.

Сейчас клеточная линия HeLa служит для испытаний вакцин-кандидатов против COVID-19, изучения спайк-белка, которым коронавирус цепляется за мембрану, анализа РНК-генома разных коронавирусов в человеческих клетках — и участвует во множестве других исследований.

По грубым оценкам, за все время существования HeLa ученые вырастили более 50 миллионов тонн клеток и опубликовали более 70 тысяч статей с результатами, полученными с помощью этой линии. В 2017 году американский художник Кадир Нельсон назвал Генриетту Лакс "матерью современной медицины".

Печатный станок: грозит ли США гиперинфляция

(обновлено 09:23 08.03.2021)
Американские власти закачали в экономику триллионы долларов, запустив печатный станок на полную мощность.

СУХУМ, 8 мар - Sputnik. Потребители сидят на "ковидных" деньгах, накопленных за пандемию, и вот-вот начнут их тратить. А впереди новый двухтриллионный пакет стимулов от Байдена. Наблюдатели предупреждают: cложились условия для гиперинфляции. Федрезерв уверяет, что все в пределах нормы. Грозит ли США неконтролируемый рост цен, читайте в материале Натальи Дембинской для РИА Новости.

Очень много денег

По некоторым подсчетам, Федрезерв потратил на антикризисные меры больше девяти триллионов долларов. Эти деньги просто напечатали. С июня темпы роста денежной массы ни разу не опускались ниже 22 процентов годовых — самый высокий показатель за всю историю.

Такой выброс ничем не обеспеченных купюр подстегнул инфляцию. Однако ФРС тут же изменила целевое значение: "в среднем два процента" (вместо предыдущих "двух процентов"). Это для того, чтобы не поднимать ключевую ставку. Заговорили о рисках гиперинфляции, если ФРС продолжит в том же духе.

Надо отметить, что гиперинфляцию экономисты трактуют по-разному. Так, по одному из определений, это неконтролируемый процесс, при котором цены на товары и услуги растут ежегодно на 1000 процентов и более. Другой вариант — 100 процентов за три года. Третий — 50 процентов в месяц. Как бы то ни было, подобное в развитых странах случается крайне редко.

В США последние 40 лет инфляция очень низкая. Скачки были в 1979-м и 1989-м — 13,29 и 12,52 процента соответственно. Десятилетний максимум зафиксировали в 2011-м — 3,14. В 2019-м — 1,81, в 2020-м — 1,4, прогноз на 2021-й — 2,24.

Cтимулы и сбережения

Некоторые экономисты указывают, что ключевые условия для гиперинфляции уже сложились. Налицо переизбыток бумажных денег без соответствующего увеличения производства товаров и активное государственное регулирование.

Последней каплей, по мнению законодателей-республиканцев, станет предлагаемый новым президентом США Джо Байденом пакет стимулирующих экономику мер на сумму 1,9 триллиона долларов. Законопроект одобрила палата представителей. На очереди — сенат. В Белом доме уверены, что этот шаг соответствует масштабу вызванного пандемией кризиса. Однако критики считают его чрезмерным.

Инфляционный риск повышает и отложенный потребительский спрос. По данным Bloomberg, в пандемию потребители крупнейших экономик мира накопили почти три триллиона долларов. Люди сидели дома, не тратились на кафе и рестораны, о путешествиях и не мечтали. Половина этих сбережений приходится на США.

Всплеск трат и потребительской активности неизбежно разгонит цены. Однако, считает глава Федрезерва Джером Пауэлл, опасаться нечего. Финансовый регулятор "не видит, как финансовая поддержка и увеличение расходов, которые не продлятся много лет, могут изменить динамику инфляции". Однако в отдельные моменты показатель будет превышать целевые два процента, признал Пауэлл.

Статус доллара

По мнению аналитиков, гиперинфляция США действительно не грозит. Тому есть несколько причин, главная из которых — глобальный статус американской валюты. Очень трудно напечатать столько долларов, чтобы мировая экономика не смогла их абсорбировать, отмечает Арарат Мкртчян, главный стратег компании "Бета Финансовые Технологии". По этой же причине маловероятна гиперинфляция и в еврозоне.

Иная ситуация с региональными валютами. Если, например, Россия или Китай избыточно нарастят денежную массу, крупные неприятности не заставят себя ждать.

"Доллар — мировая резервная валюта, и потребляют ее во всем мире. Развивающимся странам, у которых есть перекосы в экономике — России, Бразилии, Индии, Турции, Саудовской Аравии, Нигерии, — в этом смысле сложнее", — добавляет Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей.

В послевоенный период в США резкое увеличение денежной массы приводило к росту цен. Однако, поясняет эксперт, это происходило потому, что люди тратили деньги: покупали больше одежды, больше продуктов питания. Сейчас у американцев достаточно и продуктов, и одежды. А как показал 2020-й, "напечатанные" деньги попали не столько в магазины и реальную экономику, сколько на фондовый рынок.

Наконец, стимулы Байдена меньше, чем первые два "ковидных" пакета при Дональде Трампе. Они возмещают выпадающий спрос населения, соответственно, равновесие сохраняется.

Объективные риски

Однако удорожание сырьевых товаров, наблюдаемое в последнее время, повлияет на себестоимость, что в итоге скажется и на потребительских ценах, указывает Михаил Беспалов, аналитик "КСП Капитал". Спрос может увеличиться благодаря упомянутым фискальным стимулам, а также эффекту от вакцинации, в случае если снимут эпидемиологические ограничения. Косвенный сигнал тому — розничные продажи в США в январе прибавили 5,3 процента.

Аналитики отмечают рост доходности казначейских облигаций — этот показатель приближается к полутора процентам. Значит, вероятность возвращения инфляции беспокоит рынок.

"Резкий скачок может негативно отразиться как на портфелях облигаций, так и акциях, особенно тех, где прибыль увеличивается быстрыми темпами. Оценки таких акций пересмотрят вниз в первую очередь", — говорит Ольга Веретенникова, вице-президент аналитической компании Borsell.

Если инфляция все же поднимется до трех-четырех процентов, у ФРС есть механизмы для стабилизации ситуации, подчеркивает Игорь Кучма, финансовый аналитик Trading View. Первый шаг — прекращение покупки долгосрочных казначейских облигаций и ценных бумаг с ипотечным покрытием, что обернется увеличением соответствующих процентных ставок. Второй — повышение краткосрочных ставок. Наконец, Федрезерв может отказаться от программы стимулирования рынка — то есть от выкупа облигаций.

как это по-русски

"Почему не в намордниках?": Пророчества галактики "Кин-дза-дза"

(обновлено 21:47 07.03.2021)
"Я маску сниму и надышу вам тут!": трагикомедия "Кин-дза-дза" еще 35 лет назад гротескно описала нашу сегодняшнюю жизнь.
"Почему не в намордниках?". Пророчества галактики "Кин-дза-дза"

Как знаменитое "Ку!" едва не поставило выход фильма под угрозу? Как "кацап" превратился в "пацака"? И что бывает с обществом, у которого нет цветовой дифференциации штанов? Вспоминаем злободневные фразы "Кин-дза-дзы".

Слушайте подкасты РИА Новости.

Подкасты РИА

В Абхазии поздравили женщин-медиков госпиталя Минобороны России с 8 Марта

(обновлено 10:00 08.03.2021)
Работа мобильного многопрофильного госпиталя Минобороны России в Абхазии началась 20 октября прошлого года и завершилась 1 марта.

СУХУМ, 8 мар - Sputnik. Жители Абхазии поздравили военных медиков-женщин мобильного многофункционального военного госпиталя Министерства обороны России с Международным женским днем. Об этом сообщает пресс-служба ЮВО.

Жители Абхазии поздравили сотрудниц ковид-госпиталя на территории санатория Айтар в Сухуме.

Они вручили более 20 женщинам-медикам цветы и подарки, пожелав крепкого здоровья, любви, семейного благополучия, выдержки и терпения в профессиональном деле.

Всего за период работы мобильного многопрофильного госпиталя с 20 октября прошлого года российские врачи в Абхазии приняли на лечение и консультацию более 3,7 тысячи жителей республики, из них амбулаторно около 3,3 тысячи человек и стационарно более 450 человек для проведения комплекса лечебно-диагностических мероприятий.

Также в мобильных лабораториях полевого госпиталя было проведено свыше 18 тысяч различных клинических исследований, в том числе более 5,3 тысячи ПЦР-тестов, более 2 тысяч обзорных рентгенограмм грудной клетки. В настоящее время сотрудники госпиталя приступили к свертыванию пневмокаркассных сооружений и укладке медицинского оборудования.
В ближайшие дни медики госпиталя в составе колонны военной техники совершат многокилометровый марш в пункт постоянной дислокации.

В настоящее время сотрудники госпиталя проводят мероприятия по свертыванию пневмокаркасных сооружений и укладку медицинского оборудования.