"Гибнут тонны клеток": как полностью обновить организм человека

(обновлено 09:17 21.02.2021)
Каждую секунду в организме человека обновляется почти 3,8 миллиона клеток. В день — около 330 миллиардов.

СУХУМ, 20 фев - Sputnik. С возрастом или из-за болезней способность клеток организма обновляться слабеет. Но недавно российские ученые выяснили: процессами восстановления можно управлять. Подробнее читайте в материале Альфии Еникеевой для РИА Новости.

Непрерывная регенерация

Шведский биолог Джонас Фрисен вместе с коллегами опубликовал в 2005 году работу со скучным названием "Ретроспективный мониторинг рождения человеческих клеток" ("Retrospective Birth Dating of Cells in Humans"). Она посвящена продолжительности жизни отдельных клеток организма, которые, как доказали ученые, меняются по-разному в зависимости от типа. Одни — скажем, клетки кишечника — живут в среднем 10,7 года, другие — как эпителий — обновляются каждые пять дней. А некоторые неизменны на протяжении всей жизни — например, клетки сетчатки.

Но читатели не из академической среды обратили внимание совсем на другие цифры — на среднюю продолжительность жизни человеческой клетки. По подсчетам Фрисена, она составляет от семи до десяти лет. Неправильная интерпретация этих данных, видимо, и породила миф о том, что тело полностью обновляется каждые семь лет. Однако это не так — процесс замещения старых клеток идет постоянно.

"В течение жизни в теле человека образуются и погибают тонны клеток: разрушаются до аминокислот, липидов и нуклеотидов, из которых потом в тех же органах и тканях формируются новые. Регенерация идет за счет трех процессов: деления дифференцированных клеток, дифференцировки стволовых и перепрограммирования одних зрелых клеток в другие", — объясняет Всеволод Ткачук, директор Института регенеративной медицины Медицинского научно-образовательного центра МГУ им. М. В. Ломоносова, академик РАН.

Ткань без шрамов и рубцов

По данным израильских ученых, за день в организме человека возникает 330 миллиардов новых клеток. Большинство принадлежит крови — это эритроциты и нейтрофилы. Они образуются из гематопоэтических клеток костного мозга, и на них приходится 86 процентов общей численности ежедневно появляющихся клеток. Еще 12 процентов — это эпителиальные клетки ЖКТ, а 1,1 процента — клетки кожи.

На другие типы клеток, которые живут от нескольких дней до 15 лет (например, скелетные мышцы), остается меньше одного процента. Они образуются из плюрипотентных стромальных клеток, открытых в прошлом веке советским биологом Александром Фриденштейном. И именно они больше всего интересуют ученых.

"Сегодня понятно, что источник обновления — стволовые клетки. Они трансформируются в клетки крови, нервных тканей, костей, хрящей, жира. С годами количество стволовых клеток уменьшается. Более того, в некоторых органах они иногда заканчиваются раньше времени: например, если человек серьезно болел. И к преклонному возрасту, когда этот ресурс очень нужен, его уже нет. Пока мы не знаем, как регулировать клеточную гибель. Когда мы научимся это делать, сможем управлять процессами обновления внутри организма, а не выращивать что-то вне его, как сейчас происходит в рамках тканевой инженерии и генно-клеточной терапии", — рассказывает Ткачук.

По его словам, сейчас уже ясно, что мультипотентные стромальные клетки могут трансформироваться в другие клеточные типы под действием гормонов и особых белков — факторов роста. Именно их и пытаются идентифицировать специалисты, занятые в проекте академика "Фундаментальные проблемы регенеративной медицины: регуляция обновления и репарации тканей человека" (поддержан грантом Президентской программы исследовательских проектов РНФ).

Участники проекта обнаружили белок, который позволяет восстанавливать ткани без образования рубцов.

"Любое повреждение может заканчиваться формированием рубца. Это трагедия, если, например, задет спинной мозг: через рубец не прорастет ни сосуд, ни нерв. Но есть ткани, где после повреждения идет не фиброз, а регенерация. Например, так восстанавливаются кости. Или эндометрий — у молодых женщин он сотни раз погибает и возрождается без образования рубцов.

Оказалось, что его клетки секретируют некий фактор, тормозящий фиброз. Если мы поймем, как им манипулировать, то сможем в будущем разработать препарат для регенерации поврежденных органов", — говорит ученый.

Восстановленный мозг

Намного дальше исследователи продвинулись в попытках восстановить мозг после инсульта. У больных мышей, которым вкалывали специальный препарат, размеры повреждений мозга значительно уменьшались.

"В секретоме (так называют все вырабатываемые клеткой белки. — Прим. ред.) мультипотентных стромальных клеток есть два важных белка — нейротрофный фактор BDNF и урокиназа (uPA). Они стимулируют рост сосудов и нервных волокон. Если ввести эти белки в организм, то они будут действовать всего несколько часов, и толку от этого немного, ведь морфогенез у человека идет недели и месяцы, — продолжает академик. — Поэтому мы применили "эндогенный шприц" с этими веществами. Сконструировали плазмиды (обособленные от хромосом молекулы ДНК. — Прим. ред.), которые несли гены, ответственные за выработку BDNF и урокиназы. Затем ввели эту генетическую конструкцию в зону, где хотели прорастить сосуды или нервные окончания. Плазмида проникла в клетки ткани-мишени, транскрибировалась там, и клетки начали секретировать BDNF и uPA. В результате в местах концентрации этих белков проросли сосуды и аксоны, а поврежденный периферический нерв у мышей регенерировал".

По его словам, результаты эксперимента помогут создать эффективное и безопасное средство для лечения геморрагического инсульта. Оно станет вторым на счету исследовательского коллектива. Так, недавно ученые разработали препарат против мужского бесплодия, изучив механизм восстановления сперматогенеза — образования мужских половых клеток — после повреждения.

"Мы не ставили перед собой практических целей, просто анализировали на модели, как идет сперматогенез, как он включается и выключается. Оказалось, если мы вносим в семенники секрет мезенхимных (мультипотентных стволовых. — Прим. ред.) клеток или же сами эти клетки, то восстанавливается и морфология органа, и сперматогенез. Мы проверили эти выводы на уровне одиночных клеток, затем на животных. Все работает, — подчеркивает Ткачук. — Сейчас препарат проходит доклинические исследования. Вообще, наши результаты говорят о возможности стимуляции регенеративных процессов путем воздействия на нишу стволовых клеток (так называют микроокружение стволовой клетки, необходимое для ее жизнедеятельности и координации ее поведения с нуждами организма. — Прим. ред.)".

Академик отмечает, что человеческий организм — "самообновляющаяся машина" с мощным потенциалом регенерации и репарации. Уже известны сотни гормонов и белков, которые регулируют процессы образования и гибели клетки. Если понять, как ими правильно манипулировать, то в будущем появится совершенно новый вид регенеративной терапии. Она даст возможность не только лечить болезни, но и значительно продлевать жизнь.

Журавлев об ударе США по Сирии: нелогично, рискованно и бессмысленно

(обновлено 20:15 26.02.2021)
Несколько человек погибли в результате нанесенного авиаудара США по объектам проиранского ополчения в Сирии. В эфире радио Sputnik политолог Дмитрий Журавлев отметил, что действия США могут иметь очень серьезные последствия.
Журавлев об ударе США по Сирии: нелогично, рискованно и бессмысленно

США нанесли удар на сирийско-иракской границе по зданиям, которые использовали поддерживаемые Ираном военизированные группировки, в том числе "Катаиб Хезболла" и "Катаиб Сайид аш-Шухада". В Пентагоне подчеркнули, что это был ответ на недавние нападения на американские и коалиционные войска в Ираке. По информации Washington Post, в результате атаки погибли несколько человек.

Министр обороны США Ллойд Остин заявил, что американские военные нанесли удар, опираясь на разведывательную информацию иракской стороны.

"Мы позволили иракцам разрабатывать разведданные для нас, поощряли их в этом, и это очень помогло нам уточнить цели. Мы уверены, что цель использовалась тем же шиитским ополчением, которое осуществило удары (по американским военнослужащим, – ред.)", – сказал Остин.

Ранее представитель Пентагона Джон Кирби сообщил, что приказ об ударе поступил от президента Джо Байдена.

В эфире радио Sputnik политолог Дмитрий Журавлев высказал мнение, что подобные действия США в Сирии могут иметь очень серьезные последствия, вплоть до возобновления горячей фазы военных действий.

"По крайней мере, мы у границы горячей фазы. Как в свое время убийство иранского генерала (Касема Сулеймани, – ред.) подвело ситуацию к горячей фазе, но потом удалось от нее отойти, так и сейчас. Те, по кому нанесен этот удар, они же просто так сидеть не будут. Удастся ли свести все, как в прошлый раз?  Потому что стрелять по рядовым участникам в стране, где присутствует вторая военная держава (Россия - ред.), нелогично, опасно, рискованно и бессмысленно. Все прояснится в ближайшее время. Но в любом случае, если это просто удар по рядовым террористам, то к чему это приведет? Организация, которую они представляют, это так не спустит", – считает Дмитрий Журавлев.

Как заявление Пашиняна об "Искандерах" раскололо Армению: что говорят в России

(обновлено 19:17 26.02.2021)
Оппозиция Армении не сдается и продолжает настаивать на отставке премьера страны Никола Пашиняна.

Второй день подряд на площади Свободы в Ереване стоят палатки: протестующие ночевали прямо перед зданием парламента.

Волна недовольства политикой действующей власти достигла пика после заявления Пашиняна о российских "Искандерах".

Как слова об оперативно-тактических комплексах раскололи армянское общество на два лагеря? И применялись ли "Искандеры" в Нагорном Карабахе на самом деле?