Атака из космоса: столкнется ли Земля с приближающимся астероидом Апофис

(обновлено 08:30 05.03.2021)
Сегодня астероид Апофис подойдет к Земле на самое близкое расстояние за восемь лет.

СУХУМ, 5 мар - Sputnik. Ученые смогут уточнить параметры его орбиты и, вероятно, понять, из чего он состоит. Такие данные необходимы для того, чтобы опровергнуть или подтвердить вероятность столкновения с Землей в 2029-м и 2068-м. Падение Апофиса на нашу планету грозит катастрофическими последствиями, пишет Альфия Еникеева для РИА Новости.

Все под Апофисом ходим

В 2004 году сотрудники Национальной обсерватории Китт-Пик, расположенной в пустыне Сонора (Аризона, США), заметили неизвестный астероид в относительной близости от Земли. Плохая погода и технические проблемы помешали хорошенько рассмотреть находку. Однако было понятно, что это довольно крупное небесное тело — около 400 метров в диаметре.

Несколько месяцев спустя астероид исследовали специалисты из Обсерватории Сайдинг-Спринг (Австралия). Они подтвердили информацию американских коллег и уточнили параметры орбиты. К декабрю, проанализировав данные, эксперты из Центра изучения околоземных объектов NASA подсчитали: вероятность столкновения с Землей — около двух процентов, а предполагаемая дата катастрофы — 13 апреля 2029 года. Астероид 2004 MN4 (позднее его назвали Апофисом в честь древнеегипетского бога тьмы и зла) — первый за всю историю наблюдений астрономический объект, которому присвоили четыре балла по Туринской шкале опасности небесных тел.

"Апофис знаменит тем, что вызвал панику в 2004-м. Когда параметры его движения определили с помощью оптических телескопов, оказалось, что попасть на Землю он может с вероятностью 1,5-2 процента. Это очень много, учитывая его размеры — около 350 метров в поперечнике. А значит, масса — порядка 70-80 миллионов тонн. В случае столкновения последствия были бы чудовищные. Поэтому выделили финансовые ресурсы, чтобы уточнить параметры его орбиты и ожидаемое время катастрофы, если она действительно случится. Это позволило создать целую сеть для слежения за такими астероидами", — объяснил ведущий научный сотрудник отдела космической динамики и математической обработки информации ИКИ РАН, доктор физико-математических наук Натан Эйсмонт.

Благодаря сети слежения ученые обнаруживают потенциально опасные объекты практически каждую неделю. Их орбиты пересекают орбиту нашей планеты, и потому есть, пусть и мизерная, вероятность столкновения. Всего с момента открытия Апофиса идентифицировали около 20 тысяч подобных небесных тел — астероидов и комет. Однако Апофис до сих пор относят к одной из самых серьезных угроз.

Отсроченная катастрофа

В 2009-м сотрудники Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и НПО имени Лавочкина рассчитали, что Земля может столкнуться с Апофисом весной 2036-го. И хотя вероятность такого исхода невелика, взрыв будет почти в тысячу мегатонн в тротиловом эквиваленте. Для сравнения: Тунгусский метеорит рванул всего на десять мегатонн, а мощность самой сильной водородной бомбы, когда-либо испытанной на Земле, составила 50 мегатонн.

Глобальной катастрофы после падения Апофиса авторы работы не прогнозировали, но территория, примерно равная Франции, по их мнению, превратилась бы в пустыню. Правда, уточняли ученые, эти выводы следует пересмотреть после сближения астероида с Землей в 2013-м и 2021-м.

Четыре года спустя это и произошло. Сопоставив данные астрономических наблюдений 2011, 2012 и 2013 годов, исследователи из NASA оценили шансы нашей планеты столкнуться с Апофисом в 2036-м как один на миллион.

Тем не менее во многих странах, в том числе и в России, специалисты искали способы лучше изучить астероид и понять, как предотвратить возможную катастрофу. Так, бывший в то время главой "Роскосмоса" Владимир Поповкин сообщал о планах отслеживать траекторию Апофиса, установив на нем радиомаяк с помощью космического аппарата, который, как предполагалось, совершит посадку на астероид примерно в 2020-м.

"Это был совместный проект ИКИ РАН и НПО имени Лавочкина (входит в состав "Роскосмоса" — Прим. ред.). Хотели вывести космический аппарат в окрестность Апофиса и сделать из него спутник. Это помогло бы рассмотреть астероид как следует, определить массу, уточнить орбиту и понять, что это — куча щебня, камень или железо. Ведь его состав до сих пор не изучен. Но, к сожалению, проект так и остался на бумаге, хотя уже определили, какой аппарат полетит, сколько это будет стоить, какая ракета-носитель потребуется. Вероятно, сыграло роль то, что Апофис все же признали относительно безопасным", — отметил Натан Эйсмонт.

Сниженная точность

Однако в 2019-м американские астрономы, наблюдая за Апофисом с помощью наземного телескопа "Субару", выяснили: его орбита может меняться. На нее влияет так называемый YORP-эффект (эффект Ярковского — О'Кифа — Радзиевского — Пэддэка), который приводит к увеличению скорости вращения тела. В результате астероид смещается от собственной траектории, определяемой только гравитационным полем, примерно на 170 метров в год. А значит, сценарий катастрофического столкновения с Землей полностью исключать нельзя. Временем возможного апокалипсиса обозначили апрель 2068 года.

"Эффект Ярковского — явление, в котором так просто не разберешься. Солнечный свет состоит из фотонов. Они разогревают поверхность астероидов, и те получают возможность переизлучить нагрев. Но разогревание идет с одной стороны, а переизлучение — остывание — с другой. Это создает фактически реактивную силу, которая и меняет траекторию. При прогнозировании движения небесных тел это надо учитывать. Однако в случае с Апофисом поправка на эффект Ярковского снижает точность вычислений. Ведь для того чтобы все правильно оценить, надо знать свойства поверхности: что за порода, как она нагревается, как остывает. А это пока никому не известно", — говорит профессор Эйсмонт.

Шанс найти ответы появился 5 марта 2021-го, когда Апофис подошел к Земле на самое близкое расстояние за последние восемь лет. Прямо сейчас на астероид направлен инфракрасный телескоп NASA NEOWISE. Его основная задача — рассчитать параметры движения небесного объекта и получить самые точные снимки его поверхности.

Еще раз такая возможность представится 13 апреля 2029-го. В этот день Апофис пройдет на минимальной дистанции от поверхности планеты — около 29470 километров, окажется внутри орбит геостационарных спутников, и его можно будет различить невооруженным глазом. Однако даже в этом случае вероятность столкновения с Землей ничтожна мала. По словам Натана Эйсмонта, — меньше тысячной доли процента.

Кто успел, тот и сел: почему женщине не нашлось стула рядом с Эрдоганом

(обновлено 18:33 10.04.2021)
Переговоры руководителей центральных европейских институтов с президентом Турции обернулись скандалом.

СУХУМ, 10 апр - Sputnik. Дело не в территориальных спорах или санкциях. Виноват стул, не предоставленный главе Еврокомиссии. В нарушение дипломатического протокола она сидела отдельно от мужчин — председателя Евросовета Шарля Мишеля и турецкого лидера. Теперь все увлеченно выясняют, кто кого обидел и кому за это отвечать. В ситуации разбиралась Софья Мельничук для РИА Новости.

Стулья на двоих

Пока Реджеп Эрдоган и Шарль Мишель по-хозяйски усаживались на подготовленные для них стулья, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен удивленно разводила руками. Место ей нашли не сразу. На съемке из зала встречи видно, как она с недоумением произносит протяжное: "Э-э-э…"

Ее усадили сбоку — на диван среди подушек, напротив министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, который по дипломатическому протоколу ниже статусом. Представитель ведомства фон дер Ляйен рассказал, что она решила "сосредоточиться на сущности переговоров", но поручила разобраться, почему так вышло, и принять меры, чтобы подобное не повторялось.

Мишель возглавляет совет глав государств ЕС, а фон дер Ляйен — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Первые подписывают договоры, вторые разрабатывают внешнюю политику. Таки образом, статусы двух институтов и их председателей равнозначны.

В Европе тем временем принялись выяснять, кто виноват. Правильно ли поступил Мишель, спокойно усевшись рядом с Эрдоганом, и не перегнул ли палку турецкий лидер.

Женщина или политик

В соцсетях появилось множество постов в поддержку фон дер Ляйен под хештегом #GiveHerASeat ("дайте ей место") о неприемлемом поведении Анкары. "Недоуменное "Э-э-э…" — новое определение того, "как не должны выглядеть отношения ЕС и Турции", — написал член Европарламента Сергей Лагодинский.

"Вот что Эрдоган думает о правах женщин", — возмущалась депутат из Бельгии Хильдэ Вотманс. Ее коллега из Нидерландов Софи Ин'т Велд опубликовала фото предшественника фон дер Ляйен Жан-Клода Юнкера, который сидит на стуле рядом с Эрдоганом — как и экс-глава Евросовета Дональд Туск.

"Это серьезное проявление политического неуважения. Дело не только в том, что женщину не усадили, а в том, что главу Еврокомиссии — одного из самых высокопоставленных представителей ЕС — оставили без стула", — указал итальянский депутат Антонио Таяни.

Итальянский премьер Марио Драги и вовсе объяснил "неподобающее поведение" Эрдогана тем, что он — диктатор. "С диктаторами, нарушающими этикет, мы вынуждены сотрудничать в интересах нашей страны. И вместе с тем должны откровенно заявить о собственной позиции. Необходимо найти баланс", — рассудил он. Из-за таких "неприемлемых заявлений" посла Италии в Анкаре тут же вызвали в МИД Турции.

Сам Шарль Мишель оправдывался, что дипломатический казус случился из-за "строгой интерпретации протокольных правил с турецкой стороны". При этом он уверен, что извиняться ему не за что. "Глядя на некоторые кадры, можно подумать, что я равнодушно отнесся к инциденту, — прокомментировал он видео из зала переговоров. — Это далеко от истины".

В то же время в турецком МИД категорически заявили: все было согласовано с протокольной службой европейской делегации. "Все прошло в соответствии с предложениями Европейского союза. Точка", — сказал Мевлют Чавушоглу.

Предположения о том, что фон дер Ляйен усадили на диван из-за того, что она — женщина, он отверг.

Сбой в протоколе

Вина вряд ли лежит на турецкой стороне, полагает Тогрул Исмаил, заведующий кафедрой международных отношений и политологии Университета имени Кахраманмараша Сютчуйама.

Из заявления турецкого МИД ясно, что ошибку сделали европейцы, указывает эксперт. "Турция — государство с опытом и давней историей дипломатического протокола. Кто где сидит и когда говорит, решают протокольные службы обеих сторон до встречи. И это касается не только такого высокого уровня, но и переговоров правительственных комитетов", — подчеркивает он.

Заметить, что стульев всего два действительно можно было до того, как участники встречи вошли в зал.

"Европейская служба протокола обязана была объяснить Урсуле фон дер Ляйен, где она будет сидеть. Все это обговаривают заранее", — поясняет Исмаил. По его мнению, европейцы не договорились между собой, кто из представителей блока занимает более высокую позицию. "Не нужно все сваливать на Турцию", — добавляет он.

По его мнению, Анкара не видит в фон дер Ляйен женщину или мужчину: "В первую очередь она — политик, который представляет иностранное государство, и связывать эту ситуацию с гендерными факторами нельзя".

То, как представители ЕС отнеслись к деталям, действительно вызывает вопросы, говорит Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ.

"Внешнюю политику Евросоюза регулируют Совет и Комиссия ЕС совместно, — объясняет она. — Однако именно совет отражает позиции государств-членов. Есть некоторая вероятность, что эта диспозиция повлияла на подход турецкой стороны к организации встречи. Хотя формально это некорректно. Турция проявила непонимание характера деятельности институтов ЕС и статуса их глав".

Впрочем, турецко-европейский диалог и раньше омрачали нарушения дипломатического этикета. "Бывало, представители Турции вели себя чересчур эмоционально, гремели стульями или даже покидали заседание. Однако страну все же рассматривали как близкого партнера ЕС и НАТО, поэтому казусы списывали на темперамент и очень редко осуждали за недипломатическое поведение, — говорит она. — Но в этот раз к принимающей стороне возникло много вопросов, ведь это значимая встреча для урегулирования вопросов в Средиземном море, поэтому нюансы важны".

Евросоюз грозил Анкаре санкциями из-за действий у берегов Кипра, который требует от Турции прекратить сейсморазведку в исключительной экономической зоне острова, так как это противоречит международному праву. Анкара настаивает, что работы легальны: добро на них дала Турецкая Республика Северного Кипра. Отношения между двумя кипрскими республиками не урегулированы, и возникают противоречия.

Еще один повод для накала отношений — недавний выход Турции из Стамбульской конвенции по защите женщин. Ее приняли десять лет назад, и она стала первым европейским документом, призванным бороться с домашним насилием. Из 40 стран-участниц Турция первой ратифицировала соглашение, однако теперь углядела в нем чуть ли не пропаганду гомосексуализма. Решение турок возмутило европейцев и американцев.

"Вряд ли в Турции сознательно унизили главу комиссии, — сомневается Еремина. — Но этот факт сейчас используют против Турции. Критика нарастает. Без стула осталась женщина, и это повод для обвинения в мужском шовинизме, тем более на фоне выхода из Стамбульской конвенции".

Определить, кто больше виноват, сложно. Однако в нынешних условиях инцидент превратился в повод для негативных интерпретаций. Но договариваться с "диктатором, нарушающим этикет" Евросоюзу, как ни крути, придется.

Российская туристка погибла в Турции в ДТП

(обновлено 14:21 10.04.2021)
По предварительной информации, водитель автобуса не справился с управлением на обледеневшей из-за плохих погодных условий дороге.

СУХУМ, 10 апр - Sputnik. Один российский турист погиб и 26 пострадали в результате в ДТП с автобусом в Турции, пишет РИА Новости со ссылкой на представителя генконсульства РФ в Анталье.

Десятого апреля около 9:30 утра на трассе Конья – Аксарай произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автобуса, перевозившего в Каппадокию группу из 32 российских туристов, находившихся на отдыхе в Анталье по линии туроператора "Пегас туристик".

"По предварительной информации, полученной генконсульством в местных правоохранительных органах, водитель автобуса не справился с управлением на обледеневшей из-за плохих погодных условий дороге. В результате ДТП пострадали 26 россиян. К сожалению, турецкие власти подтвердили смерть одной из российских туристок", - сказал собеседник агентства.

Он добавил, что пострадавшие доставлены в ближайшие больницы в населенных пунктах Конья и Сельчук. Им предоставляется экстренная медицинская помощь.

Посольство и генконсульство в Анталье находятся в контакте с местными властями.

Коронавирус диагностирован у 22 человек за сутки в Абхазии

Общее число выявленных случаев коронавируса в Абхазии на сегодняшний день составляет 13691 человек. Зарегистрировано 217 летальных случаев. Выздоровели 13190 человек.

СУХУМ, 10 апр - Sputnik. Диагноз коронавирусная инфекция подтвержден у 22 человек из 179 протестированных за сутки в Абхазии, сообщает оперштаб по защите населения от CODID-19.

В Гудаутской ЦРБ находятся на стационарном лечении 38 человек, у 27 из них диагноз COVID-19 подтвержден. В тяжелом состоянии 8 человек, состояние здоровья 20 пациентов – средней степени тяжести.

В Сухумской инфекционной больнице 31 пациент с COVID-19, в Очамчырской ЦРБ - 10, в Гагрской ЦРБ - 9, в Гагрской ЦРБ - 9, в Ткурчалской ЦРБ пациентов нет.