"Дрожит, ходит ходуном". Земля резко ускорилась по воле загадочного фактора

(обновлено 13:19 04.09.2021)
Наша планета Земля в последние годы все быстрее вращается вокруг оси. Если так пойдет и дальше, человечество сделает беспрецедентный в истории шаг — отнимет от всемирного времени одну секунду.

СУХУМ, 4 сен - Sputnik. Как объяснить ускорение Земли и чего ждать в дальнейшем, читайте в материале Татьяны Пичугиной для РИА Новости.

Зачем придумали атомные часы

Давно известно: Земля крутится вокруг оси с разной скоростью. Еще в середине XVIII века Иммануил Кант предположил, что на это влияют лунно-солнечные приливы. В наши дни с развитием точных методов измерений его гипотеза подтвердилась. Сейчас средствами GPS, ГЛОНАСС, радиотелескопами со сверхдлинными базами (радиоинтерферометрами) скорость вращения измеряют с точностью до долей миллисекунд.

Как выяснилось, со времен Канта планета действительно немного замедлялась. Эти изменения астрономы выражают через продолжительность суток (LOD), которая увеличивается примерно на 1,2 миллисекунды в столетие.

В сутках — 86 400 секунд. А эталоном секунды с 1967-го служат показания атомных часов, которые, в отличие от планеты, идут с постоянной скоростью. Когда разница становится критической, всемирное координированное время (UTC) раз в несколько лет в конце декабря или июня подправляют, вводя добавочную секунду. Последний раз это делали в конце 2016-го. Отнимать же еще никогда не приходилось.

Куда убегает секунда

"С 1962 года скорость вращения Земли тщательно изучают, сравнивают показания атомных часов TAI со шкалой UT1, определяемой по положению звезд, квазаров, космических аппаратов. С 2016-го LOD пошла вниз, сутки укоротились с этих пор на три миллисекунды", — рассказывает доктор физико-математических наук Леонид Зотов, старший научный сотрудник ГАИШ МГУ и доцент НИУ ВШЭ.

Вроде бы отклонение ничтожно мало. Но представьте, что вы на экваторе и собираетесь запускать ракету в цель. Скорость вращения планеты в этом месте — округленно 460 метров в секунду. Если не скорректировать координаты в соответствии с новыми данными, ошибка в миллисекунду составит порядка 46 сантиметров на поверхности, а это уже критично.

Знание скорости и положения оси вращения необходимы для гражданской и военной высокоточной навигации. Измерения со всего мира сводит Международная служба вращения Земли и систем отсчета с центром данных в Парижской обсерватории.

Cейчас время, измеряемое по вращению Земли, начало обгонять атомное. Раньше секунда UTC была короче секунды вращения Земли UT1 и шкала атомного времени как-бы уходила вперед, что требовало введения добавочной секунды, притормаживавшей первые “часы”. Сейчас же две шкалы практически сравнялись. Нынешние 365 оборотов Земли грозят стать рекордно короткими за 60 лет наблюдений. Если планета продолжит ускоряться, то в 2026-м разница приблизится к критической — в 0,9 секунды. Хранители времени будут вынуждены впервые в истории убавить время на секунду.

Земля как балерина

Ученые разбираются, почему Земля вдруг заторопилась, но это не так-то легко. Множество факторов влияет на скорость вращения, она постоянно колеблется, подчиняясь различным циклам.

В частности, в 18,6-летнем цикле наша планета то сжимается по экватору, то расширяется. Это следствие гравитационного воздействия Луны. Изменение фигуры отражается на скорости вращения. Планета — как балерина: чем плотнее прижимаем руки, тем быстрее крутимся. Есть и более краткосрочные приливные колебания.

"На это накладываются сезонные изменения, когда Земля в течение года то крутится быстрее, то замедляется под воздействием воздушных масс", — продолжает ученый.
Атмосфера меняет вращательный момент планеты. Когда усиливаются западные ветра, она чуть тормозит. В среднем самые длинные сутки — 1 мая и 7 декабря, а самые короткие — 4 августа.

Кроме того, в этот процесс раз в несколько лет вмешивается тихоокеанское явление Эль-Ниньо.

Фактор температуры

Астрономы реконструировали скорость вращения Земли с 1850-х годов. Данные не очень точные, но вместе с современными они позволяют увидеть на более чем полуторавековом интервале некоторые паттерны. Особенно интересны 60-, 20- и 10-летние циклы замедления и ускорения, называемые декадными. Их пока не вполне удается объяснить.

Декадные циклы не связаны с атмосферой и океаном, объясняет Леонид Зотов. По его мнению, 20-летний цикл, вероятно, обусловлен лунной прецессией — перемещением орбиты нашего естественного спутника, а 60-летний — процессами в недрах планеты.

"Например, на границе ядра и мантии появится плюм или вращение ядра чуть отстанет от вращения мантии. Но мы с поверхности не видим, что происходит в недрах, только по косвенным данным можем судить", — поясняет исследователь.

Если влияние оболочек Земли на ее вращение вполне закономерно, то синхронизация с колебаниями глобальной температуры — загадка. Замечено, что во время потеплений Земля ускоряется. Так было в 1930-е годы и происходит сейчас. Немного притормозив в 70-е и 90-е, планета пошла набирать обороты в наше время. Как связаны изменения климата и скорость вращения, пока не ясно.

"Температура возросла на 0,2 градуса, и одновременно Земля закрутилась быстрее, а это энергетически гораздо более затратный процесс. Изменение на миллисекунду — условно миллионы землетрясений", — подчеркивает Зотов.

Возможно, какой-то фактор сказывается на глобальной температуре и скорости вращения. Не исключено, что свою роль играют приливные силы Юпитера и Сатурна. "Они очень далеко, но совсем со счетов их сбрасывать нельзя", — уточняет ученый.

Таинственная связь трех процессов

Уже практически доказано, что глобальное потепление изменяет дрейф оси вращения Земли. Точка пересечения ее с поверхностью в Северном полушарии указывает на географический Северный полюс.

Ось сама по себе постоянно немного бегает туда-сюда где-то в районе Северного Ледовитого океана. Однако, как подсчитали недавно китайские ученые, в середине 1990-х дрейф резко сменил направление, и полюс сместился на несколько дециметров к востоку. Авторы работы полагают — это следствие ускоренного таяния ледников и перераспределения массы воды по поверхности планеты.

Но смещение оси не должно влиять на скорость вращения, по крайней мере, в теории. Реальность же может оказаться более сложной, считает Зотов.

"Наша планета — живая. На ней есть океаны, атмосфера, к ней поступает тепло. В течение года мы то ближе к Солнцу, то дальше, идет смена сезонов, из недр идет поток энергии. Это все вместе делает Землю не безжизненной глыбой, а дышащей, — рассуждает ученый. — На ней все время что-то происходит с разной периодичностью. Ось покачивается и одновременно дрейфует, крутится с пятиметровой амплитудой, есть годовое колебание. Немножко все дрожит, ходит ходуном. Факторов — масса. И есть ритмы, причину которых хочется понять".

В недавней статье в журнале "Природа" он обратил внимание на открытое в XIX веке чандлеровское колебание оси вращения Земли. Так называют смещение полюсов на несколько метров туда-сюда каждые 14 месяцев. На него накладывается еще годичное "подрагивание" — вынужденная нутация. "Земля раскачивается как маятник и в то же время немного отклоняется влево-вправо", — объясняет ученый.

Каждые сорок лет чандлеровское колебание то усиливается, то ослабевает и ось Земли покачивается синхронно. В статье, принятой сейчас в международный журнал, это показал как раз Леонид Зотов: "Сейчас эпоха затухания чандлеровского колебания. Дрейф оси усилился — она выписывает завихрения, делает загибы".

В 2020-м сошлись три явления: максимумы глобальной температуры и скорости вращения Земли, а также практически полное затухание чандлеровского колебания. Как все это связано, предстоит выяснить. Возможно, зацепка в недрах Земли или в Северной Атлантике, которая сильно влияет на чандлеровское колебание, а также на глобальную температуру, определяя погоду в Европе от Атлантики до Крыма.

"Видно, что есть какое-то сходство у этих процессов, но надо быть аккуратными в выводах. Я думаю, Земля начнет тормозить. Тогда, возможно, Многолетнее Атлантическое колебание будет спадать и температура пойдет вниз", — полагает исследователь.

Сейчас Леонид Зотов участвует в конкурсе по прогнозированию параметров вращения Земли, организованном Потсдамским центром наук о Земле и Институтом космических исследований в Варшаве. В течение года специалисты со всего мира будут соревноваться в точности недельных прогнозов. В то, что мы увидим, как вычитают секунду, ученый не верит. По его мнению, Земля умерит прыть и вернется в привычный ритм.

Сергей Меняйло избран на должность главы Северной Осетии

(обновлено 20:01 19.09.2021)
На должность главы Северной Осетии претендовали три кандидатуры, внесенные президентом России Владимиром Путиным на представление в парламент.

СУХУМ, 19 сен - Sputnik. Депутаты парламента Северной Осетии избрали Сергея Меняйло на должность главы республики, пишет РИА Новости со ссылкой на председателя собрания Алексея Мачнева.

Президент России Владимир Путин внес в парламент Северной Осетии три кандидатуры для избрания на должность главы республики:

• Валерия Баликоева - депутата парламента региона, председателя комитета по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям,
  • Сергея Меняйло – временно исполняющего обязанности главы республики,
  • Медею Элдзарову - депутата парламента республики.

В тайном голосовании приняли участие 59 депутатов.

Сергей Меняйло был назначен врио главы региона 9 апреля этого года после отставки Вячеслава Битарова.

Меняйло родился в 1960 году в осетинском городе Алагир. С 2014 по 2016 годы работал исполняющим обязанности губернатора Севастополя. В 2016 году президент назначил Меняйло своим полномочным представителем в Сибирском федеральном округе.

Как проходят выборы в Госдуму: заявление международных наблюдателей

(обновлено 15:25 19.09.2021)
О чем говорит отказ ОБСЕ направить своих наблюдателей в Россию, в эксклюзивном интервью Sputnik объясняют члены Межпарламентской ассамблеи СНГ.

Данара Курманова

В России проходят выборы депутатов в Государственную Думу. Впервые голосование длится три дня, причем отдать голос можно не только очно, на избирательном участке, но и онлайн.

Станет ли новый формат российских выборов тенденцией для всего СНГ? Влияет ли на процесс выборов отказ ОБСЕ направить своих наблюдателей в Россию и как можно расценивать заявление Европарламента насчет итогов выборов в Госдуму? Об этом в интервью YouTube-каналу "Sputnik на русском" говорят представители Межпарламентской ассамблеи СНГ (МПА СНГ) - заместитель председателя сената парламента Казахстана, координатор группы наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи СНГ Аскар Шакиров и заместитель руководителя секретариата совета Межпарламентской ассамблеи СНГ, директор международного института мониторинга развития демократии Иван Мушкет.

Дело не только в пандемии

Нынешние выборы проходят в беспрецедентных условиях из-за пандемии, и Россия смогла обеспечить все необходимые меры безопасности для граждан, считает Аскар Шакиров.

"Те участки, что мы посещали, все оснащены, следуют строгому соблюдению карантинных мер. Мы опрашивали наблюдателей, знаем, что есть все средства защиты, санитайзеры", - заявил он, уточнив, что температуру на входах в участки измеряли не только избирателям, но и представителям СМИ, а также международным наблюдателям.

При этом стоит помнить: Россия начала разрабатывать закон об электронном голосовании еще до пандемии, и он прежде всего нацелен на совершенствование выборов, подчеркивает Аскар Шакиров. "Дистанционный формат надо рассматривать в разных ракурсах, не только с точки зрения пандемии, - говорит он. – Он предполагает защиту людей преклонного возраста и людей с ограниченными возможностями, но полезен и для людей, находящихся за пределами страны, они тоже могут проголосовать. Инфраструктура соответствует предъявляемым требованиям, электронные бюллетени работают безотказно".

В думских выборах участвуют 14 политических партий, и Межпарламентская ассамблея СНГ встречалась с их представителями, рассказывает Иван Мушкет. "Мы задавали им вопросы, как они оценивают ход подготовки к выборам, как оценивают работу ЦИК, - объясняет он и добавляет: - Наш отчет говорит о том, что в целом работа проведена большая, масштабная".

Электронное голосование – будущий тренд СНГ?

Оценивать практику электронного голосования прежде всего должны сами россияне, считает Аскар Шакиров. «Но я выражу мнение всей нашей группы – этот опыт достоин изучения, - говорит он. – Современные тренды общие для многих стран».

Цифровизация развивается не только в России, но и в других странах, добавляет Иван Мушкет. "Мы давно живем в информационном обществе, у него свои вызовы, и мы в ответ развиваем различные технологии, - объясняет он и приводит в пример Молдову. – В этом году мы подготовили монографию "Цифровизация и выборы", изучили развитие современных технологий в этой республике. Также цифровые технологии развиты в Кыргызстане".

Но нужно признать: часть населения к электронному голосованию относится со скепсисом, уточняет Иван Мушкет. "Люди считают: опустить бюллетень в урну – это одно, а как голоса обработает машина? Поэтому дистанционное голосование будет развиваться и дат стимул другим странам Содружества. Но не думаю, что это будет быстрый процесс и завтра все начнут голосовать онлайн. Кто-то не так сильно разбирается в электронных устройствах, нужна будет разъясняющая работа с населением".

Зачем нужны три дня голосования

Поводом для широких обсуждений послужило и другое нововведение на думских выборов – впервые в истории выбирать депутатов в Думу можно целых три дня. Однако в этом нет ничего противоестественного, утверждает Аскар Шакиров.

"За это время можно охватить большее количество людей. Защищая права людей, мы имеем в виду, что надо защищать всех без исключения. А право на волеизъявление – это тоже субъект правозащитной работы", - говорит он.

С его мнением солидарен и Иван Мушкет.

"Временной отрезок позволяет проголосовать не сразу. Ведь, может, кто-то не успел за один день. Или человеку надо подумать, - рассуждает Мушкет. – За три дня он наверняка найдет время прийти и проголосовать, поэтому, на мой взгляд, эти нововведения эффективны и продуманы".

За три дня избиратели могут ознакомиться и с информацией о кандидатах в депутаты, полагает Аскар Шакиров. "Данные максимально доступны, и я был приятно удивлен. Один кандидат даже указал, что у него ранее была судимость – побег из-под стражи, - говорит он. - Мое первое впечатление – выборы организованы на высоком уровне. В первую очередь важен такой показатель, как явка. Посетили участок в Басманном районе Москвы вчера – более трети избирателей проголосовали к 11.30 утра. Сегодня были в Московском доме композиторов – там проголосовала практически половина".

Заявления Запада неприемлемы

В отличие от Межпарламентской ассамблеи СНГ, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направить в Россию своих наблюдателей. Как считает Аскар Шакиров, такое решение вызывает сожаление.

"Выборы – это не только контроль за процессом их проведения, - поясняет он свою точку зрения. – Это и обмен мнениями, это выработка рекомендаций, которые могли бы быть полезны для других стран. Я, как представитель наблюдателей, могу сказать, что нарушения выявлены не были. Мы опираемся на общепризнанные нормы – это, в частности, Конвенция о стандартах демократических выборов в СНГ (Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств – Ред.)".

Во время предыдущих мониторингов выборных процессов Межпарламентская ассамблея СНГ обменивалась мнениями с европейскими партнерами, и шел диалог, рассказывает Иван Мушкет. "Их не пригласили, они не приехали – это их решение, но есть другой момент важный. Организация, которая культивирует ростки демократии, могла бы приехать и посмотреть, как выборы проходят".

Однако некоторые организации позволяют себе преждевременные заявления, говорит Мушкет, подразумевая Европарламент, который в своем докладе рекомендовал странам Европейского Союза быть готовыми не признавать результаты выборов в Госдуму.

"Надо приехать и сделать выводы, а иначе это неприемлемо из-за этических соображений. Многие политики уже об этом говорят, и наша группа обменивается своими мнениями. Да, я считаю, что это неприемлемо", - подытожил он.

Выборы в Госдуму - 2021
(1:13 / 8.41Mb / просмотров видео: 45)

Выбор сделан: как проходило голосование в Госдуму в Абхазии

(обновлено 01:02 20.09.2021)
Проголосовать за кандидатов в Государственную Думу в Абхазии можно было на девяти избирательных участках.

Выборы в Государственную Думу Российской Федерации состоялись в воскресенье в Абхазии. В этом году по всей республике было открыто девять избирательных участков.

Глава государства проголосовал на избирательном участке в сухумской средней школе №5, премьер-министр Абхазии Александр Анкваб проголосовал на избирательном участке в Гудауте, расположенном в средней школе №2.

Принять участие в голосовании могли все граждане России, проживающие на территории Абхазии, а также временно находящиеся в стране, достигшие на день голосования 18 лет. С собой необходимо было иметь внутренний или заграничный российский паспорт.

На территории Абхазии ранее организовывали голосование для граждан России, постоянно проживающих или временно находящихся в Абхазии. Так участки для голосования на выборах в Госдуму были открыты в 2011 и 2016 годах. В голосовании в 2016 году на территории Абхазии приняло участие более 20 тысяч избирателей, из них 75% проголосовало за партию "Единая Россия".

В 2018 году в республике проходило голосование на президентских выборах, тогда за действующего президента России проголосовало 94,1%, или 39 тысяч 427 человек.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации - нижняя палата парламента. Наряду с Советом Федерации высший представительный и законодательный орган власти в России